Зарубежная печать писала, что весной 1976 года в Европейской зоне НАТО побывало четыре группы американских самолётов, среди них четыре истребителя-бомбардировщика F-111A (март), 21 самолёт-разведчик RF-4C (7—20 марта), тактические истребители F-100 из ВВС национальной гвардии (22 апреля—5 мая). Все они временно дислоцировались на авиастанциях ВВС Великобритании Олконбери, Аппер-Хенфорд и Лейкенхит. Здесь они, помимо действий по индивидуальным планам, привлекались к учениям, проходившим в это время на Северо-Европейском и Центрально-Европейском ТВД. В частности, на территории Северной Норвегии с 24 февраля по 23 марта проводились крупные учения объединённых вооружённых сил НАТО в Европе «Атлас экспресс», а на Атлантике с 26 апреля по 3 мая — учения объединённых ВМС НАТО «Оупн гейт».
После пребывания в Великобритании самолёты-разведчики RF-4C перебазировались на авиабазу Рамштейн (ФРГ), где до 1 апреля 1976 года выполняли тренировочные полёты по фотографированию местности с малых и больших высот в оптическом и ИК диапазонах волн.
Самолёты же F-100D перелетали на авиабазу Авиано (Италия) для участия в учениях «Дон пэтрол» и «Дэшинг импэкт». Здесь они находились до 18 мая, а затем возвратились в США.
К майским учениям объединённых ВВС НАТО в ФРГ привлекались 18 самолётов F-4, прилетевших на Центрально-Европейский ТВД из США.
Активное участие в освоении соседних ТВД принимали также экипажи тактических истребителей Великобритании, ФРГ и Италии.
Во всех крупных учениях, проходивших на трёх европейских ТВД, были задействованы самолёты ВВС Великобритании, а на Северо-Европейском и Центрально-Европейском ТВД — ФРГ и Италии.
Широкое использование транспортных самолётов для переброски войск на ТВД и в пределах ТВД. Такие переброски в 1976 году производились для усиления существующих группировок объединённых вооружённых сил в Европе, сосредоточения сил и средств на отдельных ТВД и наращивания усилий в том или ином районе.
Характерным в этом отношении явилось учение «Рефорджер» 8, имевшее целью передислоцировать из США в Европу живую силу и технику целой дивизии. Личный состав, его снаряжение, подсобное оборудование перебрасывались по воздуху, а вертолёты, боевая наземная техника и крупное полевое оборудование доставлялись морем.
Стратегические транспортные самолёты С-141 ВТАК на учении «Рефорджер» в 1976 году сделали более 150 рейсов через Атлантический океан и перевезли 13 000 военнослужащих, а также около 300 т груза. Контингенты войск, прибывающие по воздуху в Западную Европу, высаживались не только на авиабазах ФРГ (Ренн-Майн, Рамштейн), как это имело место в предыдущие годы, но и на аэродромы Бельгии (Остенде, Коксейде) и Нидерландов (Шиэвр). Отсюда они на автомобильном транспорте направлялись в районы оперативного предназначения.
Примером широкого использования транспортной авиации для переброски войск в пределах театра войны служит учение объединённых вооружённых сил НАТО в Европе «Атлас экспресс». В нём участвовали 17 тыс. человек из состава частей и соединений сухопутных войск, ВВС и ВМС Великобритании, ФРГ, Италии, Канады и Нидерландов.
Для обеспечения сосредоточения группировки войск в районе учения (Северной Норвегии) привлекались 206 военно-транспортных самолётов (С-141, С-130), которые перебросили более 2000 человек личного состава, 355 единиц боевой техники, 157 грузовых прицепов, 14 вертолётов и шесть тяжёлых артиллерийских орудий. Выгрузка проходила на авиабазе Бардуфосс.
Проведение крупных воздушных операций в тесном взаимодействии с сухопутными войсками и ВМС разных стран НАТО. Эти операции заключались в том, что авиация нескольких стран блока действовала в обширном районе театра войны под единым командованием и как самостоятельно решала задачи, так и оказывала поддержку сухопутным войскам и ВМС.
Натовские военные специалисты подчёркивают, что сложность проведения таких операций состоит в том, что уровень подготовки экипажей самолётов стран НАТО не одинаков, у многих командиров и операторов наземных пунктов управления отсутствует опыт руководства крупными авиационными силами и нет единых взглядов на решение отдельных тактических задач.
В последнее время командование НАТО принимает определённые меры по ликвидации этих недостатков. В частности, были установлены дополнительные радиолокационные посты наведения и управления, организовано обслуживание боевых самолётов на большинстве аэродромов стран—участниц НАТО, произведена некоторая передислокация авиационных частей и подразделений, налажен обмен опытом боевой подготовки лётного состава.
На учениях 1976 года проверялась эффективность таких мероприятий, для чего диапазон действия авиации был значительно расширен, а её усилия концентрировались в основном на отдельных направлениях европейских ТВД.
Характерными в этом отношении явились учения объединённых вооружённых сил НАТО: на атлантических ТВД и в прибрежных районах Северо-Европейского ТВД — «Тим уорк», на Центрально-Европейском — «Крэк форс» и «Коулд файер» (учение объединённых ВВС НАТО), на Южно-Европейском — «Дон пэтрол» и «Дисплеи детерминейшн». В них принимали участие крупные силы авиации, которые действовали в интересах сухопутных войск, ВМС, а также отражали налёты авиации «противника».
Учение «Тим уорк» (сентябрь 1976 года) охватывало северную часть Атлантического океана, зону пролива Ла-Манш, Северное и Балтийское моря, территории Норвегии, Дании и земли Шлезвиг-Гольштейн (ФРГ). К нему привлекалось около 80 тыс. человек личного состава, до 200 боевых кораблей (в том числе два авианосца и 24 подводные лодки) и около 900 самолётов и вертолётов девяти натовских стран. Боевые самолёты наносили удары по надводным кораблям, вели борьбу с авиацией «противника» и осуществляли воздушную разведку. На заключительном этапе учения они оказывали непосредственную поддержку морскому десанту, а истребители прикрывали район десантирования.
В учении объединённых ВВС и ПВО НАТО под кодовым наименованием «Крэк форс» (июнь 1976 года) были задействованы наряду с самолётами Бельгии, Канады, Данин, Голландии, Италии, Великобритании и США (см. рисунок) подразделения ЗУР «Найк-Геркулес», «Бладхаунд», «Хок» и «Рапира». Всего было совершено более 2000 самолёто-вылетов. При этом основное внимание уделялось отражению налётов крупных сил авиации «противника» на малых высотах в условиях активной постановки помех, а также взаимодействию органов управления районов и секторов объединённой системы ПВО НАТО в Европе.
Все авиационные части 2 и 4 ОТАК, а также самолёты командования английских ВВС в метрополии участвовали в учении «Коулд файер» (сентябрь 19/6 года). Кроме того, к нему привлекались американские самолёты, находившиеся в это время в Европе, среди них были четыре самолёта РЭБ ЕВ-57 и два самолёта дальнего радиолокационного обнаружения ЕС-121. Всего было задействовано до 600 боевых самолётов и вертолётов, большое количество радиолокационных станций, командных пунктов и узлов связи объединённой системы ПВО НАТО. Для практических стрельб, бомбометании и пусков ракет использовались полигоны ФРГ, Бельгии, Нидерландов.
Истребители ПВО F-4Е ВВС США а полёте во время учения
В ходе учения было выполнено до 1000 самолёто-вылетов, из них до 80% — для непосредственной авиационном поддержки сухопутных войск и воздушной разведки. При этом особое внимание уделялось точности вывода истребителей-бомбардировщиков на наземные пели, для чего, в частности, широко привлекались передовые авиационные наводчики, находившиеся из лёгких самолётах и вертолётах армейской авиации.
В первом половине мая 1976 года в центральной и восточной частях Средиземного моря и на территории Италии было проведено ежегодное учение «Дон пэтрол». По сообщениям зарубежной печати, оно состояло из двух этапов, в которых азиация играла существенную роль.
Первый этап учения включал усиление морской и авиационной группировки НАТО на Южно-Европейском ТВД. В этот период из Центральной Европы были переброшены мобильные сухопутные войска и ВВС. Авиация прикрывала оперативные соединения ВМС в ходе их развёртывания в Восточном Средиземноморье, ведя борьбу с самолётами «противника» путём перехвата и уничтожения их в воздухе.
На втором этапе корабли в составе оперативных соединении и конвоев в условиях противодействия «противника» совершили переход в Тирренское море с последующей высадкой морского десанта на побережье о. Сардиния (Италия). Авиация прикрывала боевые корабли на переходе, отражая налёты самолётов «противника» и не допуская их ударов по войскам в районе десантирования. Во время высадки десанта авиация оказывала ему непосредственную авиационную поддержку. Воздушную разведку морских и береговых целей вели английские самолёты «Нимрод» и «Канберра», базирующиеся на о. Мальта.
На территории Турецкой Фракии, а также в бассейне Эгейского и восточной части Средиземного корей в сентябре—октябре 1976 года было проведено учение «Дисплей детерминейшн». В нем участвовало примерно 300 боевых и транспортных самолётов ВВС Великобритании, Италии, Турции и США, а также до 50 кораблей и вспомогательных судов. На этом учении самолёты вели воздушную разведку, оказывали непосредственную авиационную поддержку сухопутным войскам и ВМС и решали задачи ПВО. самолёты РЭБ палубном авиации ВМС США осуществляли постановку помех, обеспечивая боевые действия истребителей-бомбардировщиков F-100 и F-5 ВВС Турции, наносящих штурмовые удары в глубине обороны «противника».
Эта краткая характеристика некоторых крупных учений НАТО показывает, насколько широко действовала в них авиация по единым планам и замыслам командования блока на Европейском театре войны. Учения «Тим уорк», «Коулд файер» и «Дисплей детерминейшн» были составной частью маневров под общим наименованием «Отэм фордж».
Зарубежная печать, как бы подводя итоги этим учениям, писала, что в ходе их не только отрабатывались и совершенствовались формы и методы ведения авиацией боевых действий в условиях, приближенных к реальным, но и проверялась концепции командования НАТО по применению самолётов и вертолётов, а также испытывалось современное вооружение, в частности управляемые ракеты и бомбы с телевизионными и лазерными головками самонаведения.
Прошедшие в 1976 году учения НАТО, о которых сообщалось в иностранной прессе, ещё раз продемонстрировали реакционную сущность империализма, его стремление игнорировать наметившийся процесс разрядки международной напряжённости и продолжать подготовку к новым агрессивным войнам.