Милитаристские круги ряда капиталистических стран в своих военных приготовлениях важное место отводят созданию беспилотных самолётов, которые, по мнению зарубежных военных специалистов, тесно взаимодействуя с пилотируемыми самолётами, смогут обеспечивать их боевые действия и решать самостоятельные задачи.

Разработка, строительство и применение самолётов, управляемых по радио, ведётся за рубежом уже в течение 25 лет. Первоначально такие самолёты выполняли роль воздушных мишеней или целей и использовались для тренировки лётчиков и боевых расчетов зенитным средств. А затем им все больше стали отводить роль боевых пилотируемых самолётов. Повышенный интерес к этим самолётам объяснялся тем, что они имеют значительные преимущества по сравнению с пилотируемыми самолётами — низкую стоимость, исключение потерь летного состава, небольшие размеры, малую отражающую поверхность, простоту в эксплуатации.

Разработка беспилотных самолётов для ВВС , по данным иностранной печати, ведётся по 30 программам, а испытания проходят на семи полигонах. В начале 1973 года промышленность США выпускала беспилотные самолёты и мишени 38 различных типов. В других капиталистических странах (Канаде, Австралии, Франции, Англии, Бельгии и ) работы по их созданию находятся в основном в стадии НИОКР.

В последние годы на страницах зарубежной печати появились материалы, рассказывающие о конкретных фактах применения Пентагоном беспилотных самолётов в мирное время и в агрессивной войне США во Вьетнаме, а также израильскими захватчиками в войне 1973 года на Ближнем Востоке.

Подводя итоги использования беспилотных самолётов в прошедшлх локальных воинах, министр ВВС США Маклукас на страницах журнала «Эр форс» заявил, что в Индокитае они сделали 2500 боевых вылетов и могут с успехом выполнять задачи в более крупных военных конфликтах. Несмотря на то что действия таких самолётов были ограниченными, опыт, полученный в результате их использования, оценивается зарубежными военными специалистами положительно. С учётом этого опыта в настоящее время происходит совершенствование имеющихся и создание новых беспилотных самолётов. Одновременно разрабатывается тактика их действии.

Сейчас в ВВС США боевые беспилотные самолёты находятся на вооружении: САК — одна эскадрилья 100-го разведывательного авиационного крыла (авиабаза Девис-Монтан, штат Аризона) и ТАК — 11-я эскадрилья беспилотных самолётов 355-го тактического истребительного авиационного крыла (авиабаза Девис Монтан). Они имеются также в составе 6514-й испытательной эскадрильи командования разработки систем вооружения.

Иностранные военные специалисты считают, что в будущих войнах беспилотные самолёты смогут заменять пилотируемые в обстановке, неблагоприятной для применения последних. Особенно это относится к войне на европейских ТВД, где, по их мнению, воздушная обстановка будет характеризоваться сложностью, большим скоплением авиации на отдельных направлениях, массовым применением средств радиопротиводействия с обеих сторон. Всё это затруднит управление авиацией и вызовет значительные безвозвратные потери дорогостоящих самолётов. Поэтому в таких условиях умелое и целесообразное сочетание пилотируемых и беспилотных самолётов позволит не только сэкономить финансовые средства, боевые самолёты, но и сохранить жизнь многим лётчикам.

Сообщается, что основным назначением беспилотных самолётов будет ведение тактической разведки и подавление системы ПСО противника с целью обеспечения успешных боевых действий пилотируемых самолётов.

Судя по сообщениям иностранной печати, уже в настоящее время беспилотные самолёты способны в той или иной степени решать следующие боевые задачи:

  • воздушная разведка;
  • постановка активных и пассивных помех;
  • поражение наземных целей;
  • целеуказание;
  • демонстративные и отвлекающие действия;
  • ретрансляция радиосигналов.

В будущем, как ожидается, они смогут самостоятельно вести воздушные бои.

Воздушная разведка с помощью беспилотных самолётов

Такую задачу беспилотные самолёты начали выполнять с момента их появления. Американские военные специалисты считают, что в ряде случаев применение разведывательных беспилотных самолётов по сравнению с пилотируемыми становится более выгодным с военной, экономической и политической точек зрения. Эти самолёты труднее обнаружить и поразить наземными средствами ПСО, потери их менее ощутимы. В мирное время нарушение ими воздушного пространства других стран не вызывает большой политической реакции со стороны правительств.

Имеющиеся на вооружении ВВС США беспилотные самолёты могут фотографировать наземные объекты с малых (например, AQM-34L) и больших (AQM-91A) высот, вести радиотехническую разведку с передачей информации на землю (AQM-34R). Они обычно запускаются с самолётов-маток на удалении 25-240 км от района разведки.

Как сообщала иностранная печать, с конца 1964 года беспилотные самолёты типа AQM-34 периодически летали над Кубой, Северным Вьетнамом и КНР. В конце 60-x годов отряд этих самолётов 100-го разведывательного авиационного крыла был развернут на авиабазе Биенхоа (Южный Вьетнам). Они стартовали с самолётов-маток в воздушное пространство ДРВ и возвращались обратно в район авиабазы Дананг, где их подхватывали в воздухе вертолёты.

По признанию бывшего председателя комитета начальников штабов вооружённых сил США адмирала Мурера, разведку результатов бомбовых ударов по объектам ДРВ в декабре 1972 года вели только беспилотные самолёты AQM-34L, которые летали на высотах 600 или 1000 м. Кроме разведывательных полётов над территорией противника, они курсировали и вдоль её границ. Для этих целей привлекались высотные беспилотные самолёты, имеющие большую продолжительность полёта.

По данным иностранной печати, вдоль государственных границ Китая и Северного Вьетнама летали американские беспилотные самолёты AQM-34L и AQM-34R, способные находиться в воздухе 8—10 ч.

Задачи, которые выполняли беспилотные разведчики, были самыми разнообразными. В мирное время они должны были выявлять радиоэлектронные средства и военные сооружения, расположение и передвижение войск и строительство новых объектов, в локальных войнах — вскрывать районы сосредоточения войск и направления их передвижения, аэродромы, средства ПСО и оборонительные сооружения, а также фотографировать объекты после нанесения по ним бомбовых и ракетных ударов.

На безпилотных разведчиках устанавливалась фотографическая, телевизионная, инфракрасная и радиотехническая аппаратура. Данные телевизионной и радиотехнической разведки немедленно передавались на самолёт-матку или на наземный пункт управления. Результаты фоторазведки обрабатывались после возвращения самолётов на авиабазу.

В последнее время командования ВВС и сухопутных войск больше внимания стали уделять разведке поля боя и погоды непосредственно перед нанесением ударов по наземным объектам пилотируемыми самолётами.

В полосе действия дивизии и корпуса, как об этом писал западно-германский журнал «Труппеппраксис», целесообразно вести разведку беспилотными самолётами, поскольку радиус их действия вполне обеспечивает выполнение этой задачи, а время получения с них данных отвечает современным требованием. В этом случае они могут вскрывать элементы боевых порядков войск противника, наблюдать за свободным от него пространством, уточнять разведывательные данные, полученные от других источников, производить оценку местности для возможного развёртывания войск, устанавливать характер и размеры разрушений, причиненных противнику в результате артподготовки и воздушных налетов, определять местонахождение переправ и плацдармов десантирования и т. п.

В течение нескольких последних лет разрабатывается новое поколение высотных разведывательных самолётов (например, YQM-98A) Этот беспилотный разведчик в отличие от своих предшественников может находиться в воздухе до 30 ч. Первый полёт его состоялся 17 июля 1974 года. В основном он предназначен для разведки приграничных районов территории других стран.

Для взлёта и посадки самолёта YQM-98A используется ВПП. После взлёта он набирает высоту до 15000—20000 м и летает по замкнутому маршруту вдоль границы, не пересекая её. С помощью его бортовой аппаратура перехватываются сигналы радиостанций, РЛС и других источников электронного излучения. Данные передаются на наземный пункт управления, часть из них записывается на магнитную ленту. Одновременно с самолёта можно вести перспективное фотографирование районов, примыкающих к границе. В будущем предполагается устанавливать на таких разведчиках РЛС бокового обзора.

Постановка активных и пассивных помех беспилотными самолётами

Это вторая боевая задача, которую стали решать беспилотные самолёты. На вооружении 11-й эскадрильи ТАК США находятся постановщики помех AQM-34G, AQM-34H и AQM-34L. На них подвешиваются контейнеры с аппаратурой постановки шумовых (ALQ-71), активных (QRC-335) и пассивных (ALE-2) помех. Кроме того, они могут оснащаться передатчиками помех одноразового действия, работающими во время спуска на парашютах или на земле.

Командование ВВС США в 1973 году на авиабазе Эдвардс (штат Калифорния) проводило испытания нового сверхзвукового беспилотного самолёта BQM-34F (рис. 1), на котором устанавливалась аппаратура постановки помех AN/DLQ-2 и -3. Он может запускаться с самолётов-маток DC-130 и DP-2E «Нептун», а также с наземных пусковых установок. Весной 1974 года для ВВС было заказано 99 таких самолётов.

Сверхзвуковой беспилотный самолёт BQM-34F
Рис. 1. Сверхзвуковой беспилотный самолёт BQM-34F

Основное назначение постановщиков помех, как считают иностранные военные специалисты, подавление работы РЛС систем ПСО и постов управления авиацией. Эффективность ПСО все время возрастает, и для её преодоления уже сейчас требуется привлекать сравнительно большие силы авиации. Выделять на эти цели боевые пилотируемые самолёты считается нерациональным.

Тактика действий беспилотных самолётов при постановке помех в зарубежной печати не освещалась, сообщалась только, что она отрабатывалась на учениях ВВС. Такие самолёты в качестве экспериментальных применялись в войне во Вьетнаме и на Ближнем Востоке. Они совершали полёты по программам, согласованным по времени с действиями боевых самолётов, и сбрасывали дипольные отражатели перед входом в зону ПСО противника ударных групп пилотируемых самолётов. В зарубежной печати отмечалось, что беспилотные самолёты с передатчиками помех способны действовать из зон или из боевых порядков ударных групп пилотируемых самолётов.

Если на борту беспилотных самолётов имеются передатчики помех одноразового действия, то их обычно сбрасывают за несколько минут до подхода ударных самолётов в районах расположения позиций ЗУР, ЗА и пунктов управления.

Беспилотные самолёты могут ставить активные помехи только вблизи источника излучения, так как на собственные бортовые передатчики имеют малую мощность.

Поражение наземных целей беспилотными самолётами

Командование ВВС в настоящее время проводит широкие эксперименты по использованию беспилотных самолётов для поражения всевозможных наземных целей. Оно считает, что беспилотные самолёты, обладая большими возможностями по преодолению сильной ПСО противника, смогут наносить ему значительный урон, выводя из строя живую силу и технику.

В будущих войнах предполагается сочетать удары пилотируемых и беспилотных самолётов при оказании непосредственной авиационной поддержки сухопутным войскам и изоляции района боевых действий.

В иностранной печати сообщалось, что испытания беспилотных самолётов BGM-34A (рис. 2) по нанесению ударов по наземным целям проводились на авиабазе Эдвардс и на полигоне сухопутных войск Дагвей (штат Юта). Они продолжались в течение всего 1974 года (к середине 1974 года было выполнено 3000 экспериментальных вылетов с различным оружием на борту. Планами командования разработки систем вооружения ВВС США намечалось закончить их в 1975 году.

Беспилотный самолёт BGM-34AРис. 2. Беспилотный самолёт BGM-34A с УР (под правой консолью крыла) и фугасной бомбой Мк.4 (под левой) подвешен на подкрыльевом пилоне самолёта-матки DC-130

На первой стадии испытании, которые проходили днём, на самолёт подвешивались УР и «Мейверик» и УАБ «Хобо». В качестве целей на полигонах устанавливались макеты РЛС, ЗУР и т. д. Управление осуществлялось с борта самолёта-матки DC-130 (рис. 3) с помощью радиокомандной линии связи. В носовой части беспилотного самолёта устанавливалась телевизионная камера, которая просматривала местность впереди неё. Изображение местности передавалось на самолёт-матку и воспроизводилось на телевизионном экране, по которому оператор наводил беспилотный самолёт на наземную цель, а затем подавал команды на пуск ракеты или сброс бомб. Результаты испытаний иностранная печать оценивала положительно.

Самолет-матка DC-130 несёт два беспилотных самолёта BQM-34F под правой консолью крыла и два BQM-344 под левой консолью крылаРис. 3. Самолет-матка DC-130 несёт два беспилотных самолёта BQM-34F под правой консолью крыла и два BQM-344 под левой консолью крыла

На страницах зарубежных журналов печаталась информация и о более сложном эксперименте, в котором участвовали два беспилотных самолёта BGM-34B. На одном из них монтировалась телевизионная камера, работающая при низкой освещенности наземного объекта. Она могла поворачиваться в вертикальной плоскости, чтобы во время атаки держать цель под наблюдением более продолжительное время. Другой беспилотный самолёт имел на борту ИК станцию переднего обзора.

Для тренировки операторов управления ударными беспилотными самолётами на авиабазе Райт-Паттерсон (штат Огайо) имеется тренажёр. Директор программы разработки беспилотных самолётов еще в октябре 1973 гола заявил (об этом писал американский журнал «Эр форс»), что командование ВВС планирует создать систому, в которой ударные беспилотные самолеты, запущенные и управляемые с самолёта-матки, выходили бы точно в заданный район на малой высоте, затем резко набирали её, «захватывали» нужную цель и производили по ней бомбовый или ракетный удар, а другой беспилотный самолёт разведывал бы причиненный ей ущерб. Руководители программы считают, что научно-технические достижения в современной электронике позволяют создать такую систему.

По мнению иностранных военных специалистов, объектами ударов беспилотных самолётов могут быть пункты управления, КП, позиции ЗУР и ЗА, войска в районах сосредоточения и на марше, мосты, склады, самолёты на аэродромах и т. п.

Один из возможных вариантов применения группы ударных беспилотных самолётов, который описывался в зарубежной печати, сводился к тому, что удары по важным объектам наносятся тремя-четырьмя группами (по шесть — восемь самолётов) или эшелонированно одиночными беспилотными самолётами. Полет к цели они выполняют автономно с помощью радионавигационной системы «Лоран». Поиск и наведение их на цель производит оператор с самолётного или наземного пункта управления, используя телевизионную систему.

Целеуказание беспилотными самолётами

Это одна из тех задач, которую, по мнению иностранных военных специалистов, с успехом могут выполнять беспилотные самолёты. Это объясняется тем, что самолёт-целеуказатель наиболее подвержен воздействию огневых средств ПСО, поскольку ему приходится определённое время находиться в районе цели.

В зарубежной печати описывались два способа целеуказания: подсветка лазерным лучом и обозначение целей сбрасываемыми с самолёта различными датчиками.

В первом случае во время проведения экспериментов на беспилотном самолёте BGM-34B американцы устанавливали в носовой части телевизионную камеру и подвешивали на подкрыльевой пилон контейнер с лазерным целеуказателем «Пэйв найф» (вес 113 кг). По командам с самолёта-матки беспилотный самолёт выводился в район цели. Оператор, находясь на самолёте-матке, видел на экране индикатора изображение местности, которое передавалось с борта беспилотного самолёта. Когда цель попадала в поле зрения оператора, он совмещал её с центром индикатора и посылал команды на «захват» её бортовой телевизионной камерой. После этого целеуказатель «Пэйв найф» излучал на цель лазерный луч. По отраженному лучу на цель наводилась управляемая ракета или бомба, сброшенная с другого самолёта.

Американские специалисты отрабатывали также целеуказание путем сбрасывания с беспилотного самолёта различных датчиков в район цели или на неё. В качестве датчиков использовались малогабаритные радиомаяки, приемопередатчики, оптические маркеры и т.д.

Зарубежная печать сообщала, например, о методе разбрасывания с беспилотного самолёта AQM-34M малогабаритных приёмопередатчиков (диаметр 7,6 см) в районе расположения РЛС. Они принимали сигналы РЛС и переизлучали их. По этим сигналам определялось местоположение РЛС. Беспилотный самолёт выводился в район цели также с помощью телевизионной камеры. Такие эксперименты проводились на авиабазе Эдвардс (штат Калифорния).

Демонстративные и отвлекающие действия беспилотных самолётов

Для этих целей, как не раз подчеркивалось в зарубежной печати, беспилотные самолёты широко будут применяться в будущих войнах. Имея на борту разнообразные отражатели радиолокационных сигналов и радиопередатчики, они способны имитировать полёт боевого самолёта любого типа.

В войне во Вьетнаме командование ВВС неоднократно применяло беспилотные самолёты типа BQA1-34M для отвлечения на них истребительной авиации и вызова огня зенитных средств ДРВ. С их помощью выявлялась также тактика действий истребителей и боевых расчетов ЗУР и ЗА.

Считается, что для выполнения вышеупомянутых задач беспилотные самолёты целесообразно запускать с наземных пусковых установок группами, которые летали бы на одних участках маршрута по программе, а на других — по командам с земли. Такие массовые полёты введут в заблуждение противника и позволят скрыть планы воздушных операций. Кроме того, на отдельных направлениях прорыва системы ПСО предполагается впереди боевых самолётов пускать беспилотные самолёты для отвлечения на себя внимания боевых расчетов зенитных средств и вскрытия местоположения позиций ЗУР и ЗА.

Ретрансляция с помощью беспилотных самолётов

Такую задачу американское командование ВВС намерено решать в целях увеличения дальности действия боевых беспилотных самолётов, сбора информации с разведывательных наземных датчиков для последующей передачи её на КП. Свое задание они должны выполнять на высотах 15000—20000 м, находясь в зоне барражирования, расположенной вблизи линии фронта над своей территорией.

Один беспилотный самолёт-ретранслятор позволяет увеличить дальность действия боевого беспилотного самолёта до 480—640 км.

В войне во Вьетнаме беспилотные самолёты привлекались для приёма сигналов от акустических и электронных датчиков, разбрасываемых на путях передвижения войск. Эти сигналы ретранслировались на пункты сбора разведывательной информации для её анализа и принятия соответствующих решений.

Ведение воздушного боя беспилотными самолётами

Американские военные специалисты разрабатывают беспилотный истребитель, способный вести воздушный бой с современными самолётами. Как сообщалось в зарубежной печати, уже достигнуты определённые результаты. Еще в 1971 году на полигоне Пойнт-Мугу (штат Калифорния) по определённой программе был проведен воздушный бой беспилотного самолёта с истребителем F-4 2. Бой выиграл беспилотный самолёт.

Планами предусматривается создать опытный образец беспилотного истребителя к концу 70-х годов.

Иностранные военные специалисты основными преимуществами беспилотных истребителей по сравнению с пилотируемыми считают маневрирование с 12-кратными перегрузками и ведение боя до полного израсходования топлива. Кроме того, поражение беспилотного самолёта не связано с гибелью лётчика.

Управление беспилотными самолётами

Американское командование получило определённый опыт управления действиями беспилотных самолётов в локальных войнах. Контроль за их полётами в войне во Вьетнаме осуществлялся с самолётов-маток, а в войне 1973 года на Ближнем Востоке — с наземных командных пунктов (рис. 4 и 5).

Схема управления беспилотным самолётом, запущенным с самолёта-матки
Рис. 4. Схема управления беспилотным самолётом, запущенным с самолёта-матки (1 — самолёт-матка; 2 — беспилотный самолёт; 3 — спасение беспилотного самолёта)

По данным зарубежной печати, в войне во Вьетнаме самолёт-матка брал на борт обычно два беспилотных самолёта и управлял каждым из них на расстоянии до 90—250 км. Большое внимание при этом уделялось скрытности их действий.

Первоначально беспилотные самолёты не могли долго летать на малых высотах из-за большого расхода топлива. Для устранения этого недостатка на них были увеличены ёмкости топливных баков. Самолёты-матки барражировали в зонах, которые были недосягаемы для активных средств ПСО противника. Конечно, эти самолёты можно было бы прикрывать истребителями, но этот вариант, по мнению иностранных специалистов, ликвидировал преимущества, присущие беспилотным самолётам.

Схема управления беспилотным самолётом, запущенным с наземной пусковой установки
Рис. 5. Схема управления беспилотным самолётом, запущенным с наземной пусковой установки (1 — беспилотный самолёт; 2 — спасение беспилотного самолёта)

В последнее время возникла проблема точности выхода беспилотного самолёта в район цели (вначале она исчислялась километрами). Для увеличения точности полёта на некоторые беспилотные самолёты, например AQM-34M(L), устанавливалось оборудование радионавигационной системы «Лоран». Однако наземные станции этой системы уязвимы от воздействия помех или ударов противника. Поэтому сейчас изучается вопрос об оснащении беспилотных самолётов системой TERCOM (Terrain Contour Matching System), с помощью которой можно точно выходить на цель. Для этого введённая в бортовую ЭВМ географическая информация о районе цели сравнивается с данными, получаемыми от бортовых датчиков. В США проводились испытания этой системы, но результаты их в иностранной печати не публиковались.

По программе НИОКР для ВВС, называемой «Дроун контрол энд дейта ритривел систем» (Drone Control and Data Retrieval System), с начала 70-х годов работают три группы фирм. Они изучают системы управления беспилотными самолётами. По перспективному плану предусматривается создать надёжную систему управления в течение 10 -15 лет.

В зарубежной печати отмечалось, что с самолёта-матки можно будет одновременно управлять четырьмя, а с наземного пункта восемью боевыми беспилотными самолётами. Поскольку последние решают свои задачи в тех же районах, где и пилотируемые самолёты, то средства контроля их должны входить в систему управления тактической авиацией. Командование США планирует иметь единую систему управления беспилотными самолётами для всех видов вооружённых сил. Частью этой системы явилась испытанная в ВМС подсистема управления самолётами — целями (рис. 6). В американском журнале «Нэшнл дефенс» подчёркивалось, что эта подсистема применима и для управления боевыми беспилотными самолётами.

Общая схема, отображающая возможности наземного и бортового оборудования подсистемы ВМС управления самолётами-целями
Рис. 6 Общая схема, отображающая возможности наземного и бортового оборудования подсистемы ВМС управления самолётами-целями: 1 — самолёт-матка (бортовая аппаратура AN/ASW-34): 2 — беспилотный самолёт-цель (AN/DKW-1); 3 — беспилотный самолёт-ретранслятор (AN/ARW-82); 4 — прототипная наземная станция AN/PSW-1; 5 — станция на прицепе AN/TSW-9 (управляет одним самолётом); 6 — транспортабельная наземная станция AN/TSW-10 (управляет несколькими самолётами); 7 — станция AN MSW-10 на автомашине

Существенным недостатком имеющихся в настоящее время систем управления беспилотными самолётами, по признанию иностранных военных специалистов, является уязвимость их от активных и пассивных помех. Многие американские фирмы работают над устранением этого недостатка. В частности, предполагается использовать цифровой метод передачи информации, смену рабочих частот, маскировку сигналов шумовыми помехами и т. п.

Спасение беспилотных самолётов

Большинство беспилотных самолётов после выполнения задания возвращается в район их спасения. Здесь из них автоматически выпускаются два парашюта (диаметром 7,2 и 30 м). С вертолётов СН-3 или СН-53 специальными «захватами» подхватывают фалы малого парашюта и подтягивают беспилотный самолёт к нижней части корпуса (рис. 7). Эта система спасения, как сообщала иностранная печать, имеет тот недостаток, что в ней участвует сравнительно большое количество специалистов. В настоящее время отрабатывается система мягкой посадки беспилотных самолётов на землю с использованием двойного парашюта, а также посадка на шасси различных видов (по принципу пилотируемых самолётов).

Спасение вертолётом беспилотного самолёта АQМ-91АРис. 7. Спасение вертолётом беспилотного самолёта АQМ-91А

Таким образом, судя по сообщениям зарубежной печати, беспилотные самолёты призваны дополнять боевую пилотируемую авиацию, повышая её эффективность и расширяя боевые возможности. Методы их применения находятся на этапе становления. В США продолжаются интенсивные работы по совершенствованию конструкции и тактики применения беспилотных самолётов.

Добавить комментарий