Эти программы предусматривают создание большого количества типов беспилотных самолётов, начиная с дорогостоящих высотных самолётов-разведчиков стратегического назначения (программа «Компас Коуп») с большой продолжительностью полёта и кончая относительно недорогими малоразмерными и маловысотными тактическими беспилотными самолётами. К разработке последних американские военные специалисты проявляют повышенный интерес. Это, по сведениям зарубежной печати, определяется тем, что использование беспилотных самолётов для решения тактических задач позволит уменьшить потери пилотируемых летательных аппаратов и обойдется значительно дешевле. По подсчетам американских специалистов, относительная стоимость боевого вылета истребителя-бомбардировщика в настоящее время составляет 50-100 тыс. долларов. Относительная же стоимость боевого вылета малоразмерного беспилотного самолёта при тех же условиях боевого применения и для решения тех же задач обойдется втрое дешевле. При учете времени и затрат на подготовку летного состава преимущество беспилотных самолётов над пилотируемыми становится ещё более очевидным. Кроме этого, зарубежная печать отмечает и другие преимущества малоразмерных беспилотных самолётов. Они имеют малую эффективную отражающую поверхность, обладают низкими уровнями шумов и инфракрасного излучения и весьма незначительными по своим размерам уязвимыми местами. Все это, вместе взятое, затрудняет поиск и обнаружение малоразмерных беспилотных самолётов в воздухе и их поражение с помощью активных средств ПВО.
По мнению американских военных специалистов, малоразмерные беспилотные самолёты могут быть использованы для решения следующих основных задач:
- ведение воздушной разведки с помощью фото-, ИК или телевизионной разведывательной аппаратуры;
- наблюдение и целеуказание при стрельбе ствольной артиллерии, а также подсветка целей лазерным лучом для последующего применения по подсвеченной цели оружия с лазерной головкой самонаведения;
- ведение радиоэлектронной борьбы;
- нанесение ударов по наземным (морским) целям с помощью размещенного на борту боевого заряда (в этом случае беспилотный самолёт является самолётом-снарядом одноразового действия) или подвешиваемыми под крылом авиационными бомбами малого калибра различного назначения (осколочные, противотанковые, химические и другие).
В настоящее время в США осуществляется ряд программ создания малоразмерных беспилотных самолётов. По заказу министерства обороны США разработано несколько опытных образцов беспилотных самолётов различных типов, одни из которых уже прошли предварительные летние испытания, другие еще испытываются.
Краткий обзор конструктивных особенностей опытных образцов некоторых американских малоразмерных беспилотных самолётов приводится ниже, а основные их тактико-технические характеристики даны в таблице.
Основные ТТХ некоторых образцов американских малоразмерных беспилотных самолётов
Самолёт «Праере» 1
Представляет собой моноплан с высокорасположенным прямым крылом и поршневым двигателем мощностью 5 л. с. Взлёт и посадка производятся с помощью шасси. Управление полётом осуществляется по радиокомандам с земли. В состав бортового специального оборудования, расположенного под прозрачным обтекателем в нижней части фюзеляжа, входят телевизионные камеры и миниатюрная лазерная станция подсветки целей. В 1973 году в США был выполнен следующий эксперимент по определению боевых возможностей беспилотного самолёта «Праере» 1 по обнаружению целей и целеуказанию. С него «подсвечивалась» наземная цель, по которой с самолёта F-4 «Фантом» было произведено сбрасывание управляемой авиационной бомбы с лазерной головкой самонаведения. По оценке американских специалистов, аппаратура беспилотного самолёта работала хорошо и позволила с высокой точностью поразить наземную цель.
Самолёт «Праере» 1 предназначен для действий только в дневных условиях.
Самолёт «Праере» 2
В 1974 году фирма «Филко-Форд» разработала следующую модификацию малоразмерного беспилотного самолёта «Праере» 1, получившую наименование «Праере» 2. По данным зарубежной печати, этот самолёт обладает лучшими взлётно-посадочными характеристиками, его носовая часть выполнена поворотной вокруг продольной оси, что позволяет устанавливать бортовую аппаратуру, расположенную под прозрачным обтекателем, в верхнее положение и тем самым уменьшить опасность её повреждения при взлёте и посадке (рис. 1). Он оснащён поршневым двигателем мощностью 5 л. с. с толкающим винтом. Такая компоновочная схема самолёта позволяет применять при его посадке специальную посадочную сеть без риска повреждения винта и бортовой аппаратуры.
Рис. 1. Малоразмерный беспилотный самолёт «Праере» 1
В конце 1975 года проводились демонстрационные полёты беспилотного самолёта «Праере» 2, в ходе которых по подсвеченной с него лучом лазера наземной цели осуществлялась стрельба артиллерийскими управляемыми снарядами с лазерными головками самонаведения.
Самолёт «Эквере»
Самолёт «Эквере» разрабатывается американской фирмой «Локхид» по заказу ВВС США для использования в качестве самолёта-целеуказателя. Он имеет складывающиеся консоли крыла и оснащён поршневым двигателем мощностью 12,5 л. с. с толкающим винтом, расположенным в кольцевом канале. В состав бортовой специальной аппаратуры самолёта входят телевизионная камера и лазерный целеуказатель. Он может запускаться с пилотируемых самолётов-носителей или с наземной пусковой установки с помощью стартового ускорителя.
Боевое использование самолёта «Эквере» планируется осуществлять следующим образом. Самолёт-носитель доставляет беспилотный самолёт, размещаемый в подвесном контейнере, в район пуска и по команде с наземного центра управления производит сброс контейнера, который через определенное время раскрывается и освобождает беспилотный самолёт. В процессе снижения самолёта «Эквере» на парашюте на нём последовательно устанавливаются в нормальное положение консоли крыла, запускается двигатель, затем отстреливается парашют. По радиокомандам с наземного центра управления самолёт направляется в район предполагаемого местонахождения целей, осуществляет их поиск и целеуказание. Приём команд и передача телевизионного изображения разведываемого района на наземный центр, располагаемый на удалении до 350 км, осуществляется через самолёт-ретранслятор, в качестве которого может использоваться самолёт-носитель, доставивший беспилотный самолёт, или другой пилотируемый или беспилотный самолёт, оборудованный специальной ретрансляционной аппаратурой.
После выполнения боевой задачи самолёт выводится в заданный район посадки и приземляется с помощью парашюта.
Самолёт Е-45
Самолёт Е-45 разрабатывается по заказу командования ВВС и сухопутных войск. Он предназначен для ведения воздушной разведки и радиоэлектронной борьбы. Предусматривается возможность его применения для нанесения ударов по наземным целям. Самолёт E-45 выполнен по схеме «рама» и оснащён поршневым двигателем с толкающим винтом. Состав бортовой аппаратуры зависит от выполняемой задачи и может включать телевизионную камеру, средства РЭБ, боевой заряд со взрывателем и радиолокационной головкой самонаведения. Взлёт самолёта осуществляется с наземной пусковой установки с помощью катапульты, посадка на ВПП — с использованием колесного шасси или на специальную посадочную сеть.
Самолёт «Акила»
Самолёт «Акила» создаётся американской фирмой «Локхид» по заказу сухопутных войск США. Для проведения лётных испытаний предполагается построить 30 опытных образцов самолёта и четыре наземных центра управления. Этот самолёт выполнен по схеме «летающее крыло» с поршневым двигателем мощностью 11 л. с. и толкающим винтом, расположенным в кольцевом канале. Самолёт имеет разборный планер, изготовленный из стеклопластика, что, по расчетам специалистов фирмы, позволило значительно уменьшить его вес и облегчить транспортировку. Самолёт «Акила» запускается с подвижной наземной пусковой установки, смонтированной на стандартном армейском грузовике (рис. 2). Для посадки опытных образцов самолёта применяются колёсные шасси и посадочные сети, а посадку серийных самолётов планируется осуществлять только на сети.
Рис. 2. Малоразмерный беспилотный самолёт «Акила» на подвижной пусковой установке
Беспилотный самолёт «Акила» предполагается использовать для решения следующих боевых задач:
- наблюдение за полем боя;
- ведение воздушной фотографической разведки;
- определение местоположения целей и корректировка огня артиллерии;
- целеуказание воздушным средством нападения.
Для выполнения этих задач на самолёте будут устанавливаться соответственно: телевизионная камера с передатчиком данных, аэрофотоаппараты, стабилизированная телевизионная камера с лазерным дальномером, лазерное устройство подсветки целей.
Одновременно с созданием вышеупомянутых малоразмерных беспилотных самолётов в США разрабатываются и другие образцы. В частности, по программе STAR создаются корабельные беспилотные самолёты для наблюдения, поиска и обнаружения морских целей. Одним из них является предложенный фирмой «Теледайн Райан» беспилотный самолёт, модель которого показана на рис. 3. Он представляет собой «летающее крыло» с поршневым двигателем мощностью 10 л. с. и толкающим винтом, расположенным в кольцевом канале.
Рис. 3. Модель корабельного малоразмерного беспилотного самолёта фирмы «Теледайн Райан»
В зарубежной печати отмечается, что в процессе работы над корабельными беспилотными самолётами наибольшую трудность вызывает создание системы их взлёта и посадки на движущийся корабль. Поэтому на первом этапе программы разработки таких самолётов этому вопросу придавалось особое значение. В 1975 году в США была построена и испытывалась корабельная система запуска и посадки малоразмерных беспилотных экспериментальных самолётов «Фалкон», в состав которой входили пневматическая катапульта и специальная посадочная сеть (рис. 4).
Рис. 4. Посадка корабельного беспилотного самолёта «Фалкон» на специальную сеть
Зарубежная печать отмечает, что большинство малоразмерных беспилотных самолётов в настоящее время находится в стадии опытно-конструкторских работ и лётных испытании, а принятие некоторых из них на вооружение ожидается только в начале 80-х годов.