Рост военных ассигнований на дальнейшую гонку вооружении в основных капиталистических странах, и прежде всего в странах агрессивного блока , показывает, что милитаристские приготовления там идут полным ходом. Усиленно ведётся оснащение новой техникой и вооружением военно-воздушных сил, обладающих, по мнению иностранных военных специалистов, значительной ударной силой и высокой мобильностью. Для их эффективного использования нужны лётные кадры, подготовка которых всегда была сопряжена с большими затратами. Чтобы мастерски управлять современным самолётом, каждый лётчик должен быть не только хорошо обучен, но и быть физически и психологически подготовлен к этому.

Сложный и многоступенчатый процесс подготовки лётчиков в каждой капиталистической стране имеет свои особенности. Однако если рассматривать это в обобщённом виде, то можно выделить начальный, основной и повышенный курсы лётной подготовки, после которых пилоты совершенствуют своё мастерство.

До начала лётной подготовки в большинстве капиталистических стран кандидаты в лётчики обучаются в обычных офицерских школах в течение трёх месяцев (например, в ) или одного-двух лет (, ). Продолжительность обучения в высших офицерских училищах (академиях) около четырёх лет. В стенах вышеупомянутых учебных заведений, помимо специальных образовательных, военных и военно-авиационных предметов, курсантам даётся первичный (ознакомительный) курс лётной подготовки с налётом около 25 ч. на простейших учебно-тренировочных поршневых самолётах. Здесь практически проверяется пригодность курсантов к профессии лётчика по деловым, моральным и социальным качеством. В процессе проверки до 30% курсантов, как правило, отчисляются.

После окончания указанных выше учебных заведений обучающимся присваивается первичное офицерское звание, и они допускаются к лётной подготовке.

Начальная подготовка проходит в лётных училищах в течение 6—11 месяцев (в ВВС Великобритании кандидаты в лётчики получают такую подготовку в обычных офицерских учебных заведениях). На изучение конструкций самолётов и их оборудования, аэродинамики, средств связи, правил полёта и действий в аварийной обстановке курсантам отводится около 200 ч. теоретических занятий. Курсанты летают на учебно-тренировочных самолётах: в США—на самолётах Т-37; Великобритании— «Булдог» (рис. 1), «Чипмунк»; Франции — «Фуга Мажистер»; — «Пьяджио» 142; Японии — Т-34А. Во время полётов отрабатывается техника пилотирования в визуальном полёте и по приборам, а также самолётовождение и групповая слётанность. Каждый курсант должен налетать в пределах 100 ч.

Учебно-тренировочный поршневой самолёт «Булдог» Т.Мк.1 ВВС ВеликобританииРис. 1. Учебно-тренировочный поршневой самолёт «Булдог» Т.Мк.1 ВВС Великобритании

Основная подготовка охватывает период шесть — десять месяцев и обычно проходит на учебно-тренировочных реактивных самолётах: в США — на Т-37, Т-38 (рис. 2); Франции — Т-33; ФРГ — Т-37 и -38; Японии — Т-1А и -1В; Канаде — CL-41. Налёт на обучающегося составляет примерно 100 ч. На этом этапе подготовки изучаются теоретические дисциплины по более усложнённой программе. Лётная практика включает технику пилотирования, полёты по приборам и самолётовождение днем и ночью, а также групповую слётанность.

Учебно-тренировочный сверхзвуковой самолёт Т-38А ВВС США
Рис. 2. Учебно-тренировочный сверхзвуковой самолёт Т-38А ВВС США и других капиталистических стран

Повышенная подготовка проводится с целью непосредственной тренировки лётчика для освоения боевого самолёта. При обучении используются учебные реактивные самолёты с относительно высокими лётными характеристиками или боевые самолёты. Например, в США — Т-38, F-4, F-111, F-105; Франции — «Мистер» 4; ФРГ — Т-38, TF-104G, F-4; Японии — Т-33А, F-86, F-104, Канаде — Т-33А.

В процессе подготовки пилоты отрабатывают элементы воздушного боя, способы атак наземных целей с применением бомб, ракет и пушек, а также учатся самолётовождению и ведению воздушной разведки в разных метеорологических условиях днем и ночью. Одновременно с этим в течение почти 300 ч. они изучают прицелы, вооружение, системы наведения и управления огнём и тактику действия самолётов вероятного противника. Продолжительность подготовки четыре — шесть месяцев, налёт на лётчика 80—100 ч.

Повышенная подготовка в ВВС ФРГ и Японии организуется в лётных училищах, в ВВС США — учебно-тренировочных частях боевых командований. После завершения курса повышенной подготовки молодые лётчики направляются в строевые части, а молодым пилотам ВВС ФРГ, прошедшим такую подготовку в США, даётся ещё 30 ч. на ознакомление с условиями полётов в Европе.

Совершенствование лётной подготовки организуется в строевых частях, где пилоты проходят короткую программу ввода в строй, а затем повышают своё мастерство по индивидуальной программе, при выполнении заданий по планам боевой подготовки или на курсах переподготовки.

Во время совершенствовании подготовки большое внимание за рубежом стали уделять отработке действий лётчика при встрече с «реальным воздушным противником». Зарубежная печать сообщала, что в США, например, в роли противника при ведении воздушных боев выступают специально обученные пилоты, летающие на самолётах, имеющих характеристики, подобные характеристикам самолётов противника.

По признанию иностранных военных специалистов, обучение лётного состава является одной из наиболее острых проблем. С одной стороны, усложнение авиационной техники и повышение цен на горючее требует увеличения сроков и расходов на подготовку лётчиков, с другой стороны — сам характер будущей войны, в которой неизбежны колоссальные потери, а также стремления к экономии средств заставляют командование ВВС искать пути сокращения времени и финансовых затрат на учебный процесс. Чтобы решить эту проб тему оптимальным образом, за рубежом идут по линии совершенствования форм и методов обучения, в частности путём автоматизации процессов тренировки, широкого внедрения наземных тренажёров, обновления парка учебно-тренировочных самолётов, введения специализации и учёта индивидуальных особенностей лётчиков.

Судя по сообщениям зарубежной печати, совершенствование форм и методов обучения ведётся практически постоянно, но в разных капиталистических странах неодинаково и зависит от количественного состава, уровня развития, оснащённости ВВС и тех задач, которые им предстоят решать. Однако цель совершенствования одна — добиться приемлемых расходов на высококачественную подготовку пилотов в условиях интенсивного развития авиационной техники. В ВВС США этой проблеме уделяют такое серьёзное внимание, что при штабе авиационного командования подготовки кадров ВВС создана группа по изучению вопросов обучения лётного состава в 1975—1990 годах. Она должна давать командованию рекомендации, направленные на совершенствование учебного процесса и его базы.

Расходы на обучение лётчиков достигают колоссальных сумм. По сообщениям зарубежной печати, в 1971/72 финансовом году на подготовку пилотов ВВС и ВМС США было израсходовано 3 млрд. долларов, в настоящее время эта сумма значительно возросла в связи с поступлением на вооружение новой дорогостоящей авиационной техники (самолёты F-111, F-15, F-14A). Чтобы подготовить лётчика для полётов на современном сложном самолёте, необходимо затратить около 400 тыс. долларов.

В Канаде, например, на подготовку лётчика тактического истребителя CF-104 расходовалось до 1974 года 296 тыс. канадских долларов, CF-101 — 315 тыс., транспортного самолёта — 283 тыс. и вертолёта — 351,5 тыс. канадских долларов.

Командования ВВС капиталистических стран прежде всего обеспокоены слишком большими расходами (почти 60% всех затрат на обучение) на тренировки лётчиков на самолётах в период совершенствования их мастерства. Это объясняется тем, что стоимость и эксплуатация сложных самолётов в десять раз выше, чем простых самолётов, используемых во время начальной, основной и повышенной подготовки, вместе взятых. Считается, что уменьшения затрат на этапе совершенствования лётной подготовки можно добиться путём широкого применения автоматизации и внедрения в практику тренажёров.

Автоматизация процессов обучения за рубежом в первую очередь проводится для того, чтобы получить возможность имитировать реальные условия тренировок и окружающую обстановку, а также оценивать правильность действий лётчиков. Она внедряется почти во все элементы программы обучения.

Воссоздать условия, близкие к реальным, как считают иностранные военные специалисты, особенно необходимо при отработке экипажами самолётов отдельных задач: перехвата, воздушного боя, бомбометания и других. В этих случаях важно воспроизвести как реальный фон окружающей обстановки, так и действия в ней противника.

Автоматизация учебного процесса достигается за счёт широкого внедрения в него «обучающих машин» (тренажёров и других технических устройств). Все они, по мнению иностранных военных специалистов, повышают качество наземной подготовки и сокращают время обучения.

Тренажёры, как сообщалось в иностранной печати, стали внедряться на всех этапах подготовки лётчиков, что позволило не только экономить финансовые средства, но и сохранять ресурс дорогостоящей авиационной техники.

С помощью тренажёров отрабатываются отдельные элементы программы, осваиваются новые самолёты и поддерживается необходимый уровень лётного мастерства. Особенно значительный экономический эффект достигается при использовании их во время совершенствования лётной подготовки и переучивания пилотов на новую авиационную технику. Так, по данным зарубежной печати, час полёта на современном тактическом истребителе стоит 1500 долларов, а час тренировок на тренажёре около 80 долларов. Причём стоимость последнего окупается за четыре года. Командование ТАК ВВС США за счёт увеличения количества тренажёров для подготовки лётчиков планирует сократить учебный налёт с 696 тыс. ч. в 1975 году до 522 тыс. ч. в 1981 году.

В настоящее время на основе новейших достижений электронной техники создаются тренажёры с системами цветной индикации условий полёта и кабинами с шестью степенями свободы.

Иностранные военные специалисты полагают, что после широкого ввода в эксплуатацию различных тренажёров тренировки на них займут 50% времени обучения лётчика; 30% будет отведено изучению техники пилотирования и правил полётов и 20% — отработке элементов самолётовождения и боевого применения. Тренажёр с шестью кабинами разрабатывает западногерманская фирма «Зингер» для тренировки пилотов учебных самолётов Т-2С ВМС США. Она же работает над созданием тренажёра для воспроизведения воздушного боя самолётов F-4 .

Одновременно с разработкой новых самолётов за рубежом, как правило, конструируются и тренажёры для их освоения. По сообщениям зарубежной печати, такие тренажёры строятся в США для лётчиков стратегических бомбардировщиков В-1, истребителей F-15.

Для пилотов самолётов ВВС Великобритании изготовлено пять тренажёров: четыре используются на авиабазах в Великобритании и ФРГ, а пятый, транспортабельный, может быть развёрнут на любом аэродроме. Один из этих тренажёров, установленный на авиабазе Вильденрат (ФРГ), состоит из подвижной кабины, ЭВМ и макета местности Центрально-Европейского ТВД, воспроизведённого в масштабе 1:20 000. На нём можно выполнять задачи в условиях, близких к реальным.

В лётных училищах на этапах начальной, основной и повышенной подготовки курсанты и молодые пилоты отрабатывают элементы учебных программ на простых тренажёрах, а задачи пилотирования на более сложных.

Обновление парка учебно-тренировочных самолётов — одна из основных задач командования ВВС капиталистических стран. Как считают иностранные военные специалисты, многие учебно-тренировочные самолёты уже устарели, и поэтому программа, составленная с учётом использования последних, не обеспечивает высококвалифицированной подготовки специалистов для перехода их к полётам на современных боевых самолётах. Поэтому в ВВС зарубежных стран стараются обновить парк учебно-тренировочных самолётов. Причём появилась тенденция на этапе повышенной подготовки обучать пилотов на боевых самолётах, приспособленных для учебных полётов. Например, в Канаде вместо старого учебного самолёта Т-33 предполагается иметь современный самолёт CF-5T и увеличить количество основных тренировочных полётов на самолётах CL-41.

В Японии, как считают военные специалисты, после замены поршневого самолёта T-34А самолётом КМ-2В подобного типа, но с более лучшими лётными характеристиками сократится время тренировок на дорогостоящих реактивных самолётах. Кроме того, в обучение пилотов вводится боевой учебно-тренировочный самолёт Т-2, который вытесняет устаревшие тренировочные самолёты Т-33А и F-86F.

В ВВС США рассматривается вопрос замены двух самолётов Т-37 и Т-38 одним современную учебно-тренировочным самолётом. В ФРГ и Франции планируется принять на вооружение учебно-тренировочный самолёт .

В зарубежной печати было сообщено о том, что западногерманская фирма «Дорнье» разрабатывает многоцелевой модульный учебно-тренировочный самолёт, конструкцию которого в зависимости от этапа обучения можно соответствующим образом менять. Каждым собранный тип самолёта будет иметь свои лётно-технические характеристики. По расчётам создателей самолёта, модульная конструкция позволит сократить эксплуатационные расходы, и прежде всего расходы на содержание технического и административного аппарата.

Специализация в подготовке лётчиков, по мнению иностранных специалистов, вызывается появлением все более сложной авиационной техники, которая требует для её эксплуатации специалистов высокой квалификации. Кроме того, опыт ведения локальных войн показал, что успех сопутствовал тому лётчику, который лучше владел своим самолётом и умело применял оружие. Специализация связана также ещё и с тем, что в настоящее время все больше стали отдавать предпочтение боевым самолётам одноцелевого назначения. Такой самолёт, управляемый квалифицированным лётчиком, но мнению зарубежных специалистов, окажется грозном силой в борьбе с противником.

Программы подготовки пилотов более узкого профиля уже претворяются в жизнь в ряде капиталистических стран (, США, ФРГ).

Например, в Великобритании все лётчики готовятся по единой программе на одних и тех же самолётах и только на заключительном этапе (в лётно-тренировочной части) летают на самолётах конкретного типа. Сейчас осуществляется переход на обучение по нескольким направлениям: тактических истребителей; бомбардировочной, транспортной и разведывательной авиации; вертолётов.

Обучающимся на тактических истребителях в период начальной подготовки необходимо будет налетать на поршневом самолёте «Булдог» 100 ч, а в период основной и повышенной подготовки на реактивном самолёте HS 1182 (создание его завершается) 130 ч.

В ВВС США на этапе совершенствования лётной подготовки в тактическом авиационном командовании одни пилоты самолётов «Фантом» тренируются в ведении воздушных боев, а другие — в нанесении ударов по наземным целям.

Традиционные методы обучения хотя и обеспечивают подготовку высококвалифицированных лётчиков, но, как считают иностранные военные специалисты, со временем будут отставать от прогрессирующего развития авиационной техники. Поэтому за рубежом все больше осознают необходимость дальнейшего совершенствования обучения лётчиков путём внедрения в процесс подготовки комплексной учебно-тренировочной системы, построенной на применении ЭВМ и автоматизированных устройств. Такая система изучается американскими военными специалистами. Предполагается, что она будет объединять в себе средства теоретической подготовки, тренажёры и учебно-тренировочные самолёты. Отдельные элементы этой системы должны позволить видоизменять учебный процесс так, чтобы учесть индивидуальные особенности каждого лётчика.

Добавить комментарий