Бурное развитие ракетной техники привело к тому, что в конце 50-х годов в и некоторых других капиталистических странах многие тактические истребители не имели стрелково-пушечного вооружения и в дальнейшем его установка на них не планировалась. Однако, изучая опыт ведения боевых действий авиации в локальных войнах, и особенно в развязанной американским империализмом агрессивной войне в Индокитае, иностранные военные специалисты пришли к выводу о необходимости оснащения тактических истребителей стрелково-пушечным вооружением (в дополнение к ракетному вооружению). В США и других капиталистических странах срочно приступили к совершенствованию имеющихся и разработке новых авиационных пушек и пулемётов и на их основе начали создавать подвесные пушечные и пулемётные установки. В то же время для размещения встроенного пушечного вооружения в конструкции некоторых выпускаемых тогда тактических истребителей были внесены соответствующие изменения.

В результате проведённых работ на вооружение ВВС капиталистических государств поступили различные подвесные стрелково-пушечные установки, а немного позднее на тактические истребители начали устанавливать встроенные авиационные пушки.

Наиболее широкое применение в ВВС стран — участниц агрессивного блока получили американские подвесные установки SUU-11B/A, SUU-16/A и SUU-23/A.

SUU-11B/A представляет собой лёгкий подвесной контейнер длиной 216 см и диаметром 35 см. В передней его части установлен шестиствольный (с вращающимся блоком стволов) 7,62-мм пулемёт М-134 (рис. 1). В задней части контейнера укладывается боезапас (до 1500 патронов). Темп стрельбы пулемёта 3000 и 6000 высгр/мнн. Вес полностью снаряжённой установки около 150 кг. Максимальная скорость полёта самолёта, при которой допускается стрельба из пулемёта, соответствует числу М=1,2. Установка крепится на внешних узлах подвески тактических истребителей, вертолётов и самолётов армейской авиации, авиации ВМС и морской пехоты.

Шестиствольный 7,62-мм пулемёт М-134 в турельной установке вертолёта AH-1G Хью-Кобра (справа размещен 40-мм гранатомёт)Рис. 1. Шестиствольный 7,62-мм пулемёт М-134 в турельной установке вертолёта AH-1G «Хью-Кобра» (справа размещен 40-мм гранатомёт)

Установка SUU-16/A — это контейнер длиной 505 см, диаметром 56 см и общим весом 780 кг. В нём размещена шестиствольная 20-мм авиационная пушка М-61 , механический привод вращения стволов и боекомплект (до 1200 патронов).

Установка SUU-23/A имеет те же габариты, что и SUU-16/A, но в ней используется автоматическая авиационная 20-мм пушка GAU-4, являющаяся модифицированным вариантом пушки М-61 «Вулкан» (в пушке GAU-4 для вращения стволов используется энергия пороховых газов). Обе эти пушечные установки были приспособлены для подвески на самолёты F-105, F-4, А-4, F-111A и некоторые другие.

По заказу ВМС США для самолётов палубной авиации и авиации морской пехоты была создана и в 1966 году поступила на вооружение установка Мк4 с двуствольной 20-мм пушкой Мк11. Её боезапас 750 патронов, общий вес 630 кг, темп стрельбы 700—4200 выстр./мин. По данным иностранной печати, серийное производство этих установок было прекращено в 1968 году (всего было выпущено около 1000 установок).

По данным иностранной печати, в настоящее время большинство тактических истребителей, состоящих на вооружении ВВС капиталистических государств, оснащено встроенным стрелково-пушечным вооружением. Наиболее широкое распространение получили вышеупомянутые авиационные пушки американского производства, а также французские 552 и английские Мк4.

Большая часть американских тактических истребителей вооружена 20-мм шестиствольной авиационной пушкой М-61 «Вулкан» или GAU-4. Первые образцы пушки М-61 были изготовлены в 1957 году для вооружения самолёта F-105 «Тандерчиф». Позднее они были установлены на самолётах F-4F (рис. 2), F-104, F-105D, A-7D и A-7Е, F-14A , F-15 и F-111A «Аардварк». Пушка М-6l имеет вращающийся во время стрельбы блок стволов, что при высоком темпе стрельбы обеспечивает достаточный для охлаждения интервал между выстрелами из одного ствола. Для вращения блока стволов применяется электрический или гидравлическим привод с внешним источником энергии (от соответствующей системы самолёта). Её вес около 120 кг, темп стрельбы до 6600 выстр./мнн, начальная скорость полёта снаряда 1036 м/с, живучесть примерно 50 тыс. выстрелов.

Многоцелевой тактический истребитель ВВС Израиля F-4E (американского производства), вооружённый 20-мм пушкой М-61 «Вулкан» (место установки пушки показано стрелкой)
Рис. 2. Многоцелевой тактический истребитель ВВС Израиля F-4E (американского производства), вооружённый 20-мм пушкой М-61 «Вулкан» (место установки пушки показано стрелкой)

На некоторых американских самолётах устанавливаются одноствольные 20-мм авиационные пушки Мк12 (самолёты F-8 и А-4), а также М-39 (самолёты F-5A и F-5E).

На истребителях и истребителях-бомбардировщиках, выпускаемых западноевропейскими странами, обычно устанавливаются 30-мм авиационные пушки «Дефа» 552, «Аден» Мк4 и их модификации.

Одноствольная авиационная пушка револьверного типа «Дефа» 552 разработана во Франции. Темп её стрельбы около 1200 выстр./мин. По данным зарубежной печати, всего выпущено около 10 тыс. таких пушек. Они установлены почти на всех французских самолётах семейства (по две на самолёте). Ими вооружены также итальянские тактические истребители G.91. Кроме того, эти пушки нашли широкое применение в подвесных пушечных установках. На базе пушки «Дефа» 552 во Франции создана более совершенная 30-мм пушка «Дефа» 553, которая устанавливается на новые многоцелевые тактические истребители , а также поступает на вооружение авиационных частей и подразделений ВВС Франции для замены пушек «Дефа» 552.

Английская авиационная пушка «Аден» Мк4 имеет примерно такие же характеристики, как и «Дефа». Её используют на тактических истребителях в качестве встроенной пушки и в подвесных установках. Она взаимозаменяема с пушками «Дефа» 552 и 553.

По данным зарубежной печати, в странах — участницах агрессивного блока НАТО большое внимание уделяется совершенствованию состоящих на вооружении и разработке новых авиационных артиллерийских систем. Основным направлением этих работ является создание боеприпасов, порохов, гильз, стволов, зарядных и прицельных устройств и т. д.

В 60-х годах американские специалисты отдавали предпочтение 20-мм пушкам, а специалисты западноевропейских государств считали наиболее оптимальным калибром авиационных артиллерийских систем 30 мм. В дальнейшем, при изучении опыта боевых действии тактической авиации в Индокитае и на Ближнем Востоке, а также в результате проверенных экспериментов, специалисты США сделали вывод, что пушки калибра 20 мм (при высоком темпе стрельбы и наличии на борту истребителя достаточного количества боеприпасов) хотя и отвечают основным требованиям, предъявляемым к самолётным артиллерийским системам тактических истребителей при ведении ими манёвренного воздушного боя, но при нанесении ударов по наземным целям они менее эффективны, чем 30-мм пушки.

При выборе калибра пушек для многоцелевого тактического истребителя, предназначенного для ведения воздушных боёв и поражения наземных целей, американские специалисты пришли к выводу, что оптимальным калибром в этом случае должен быть 25 мм. Они считают, что авиационные пушки такого калибра будут иметь достаточно высокую эффективность при стрельбе как по воздушным, так и по наземным целям. Исходя из этого в США уже проводились работы по созданию скорострельной 25-мм авиационной пушки GAU-7/A с безгильзовыми боеприпасами (фирма «Филко-Форд»), которой предполагалось вооружить новый американским истребитель F-15. По проекту она должна иметь высокий темп стрельбы (около 6000 выстр./мин), большую начальную скорость полёта снаряда (до 1220 м/с), улучшенные баллистические качества снарядов при значительном увеличении их мощности. Кроме того, использование безгильзовых боеприпасов, по мнению американских специалистов, уменьшит занимаемый ими объём примерно на 45% по сравнению с обычными патронами, что в свою очередь даст возможность значительно увеличить боекомплект. Установка такой пушки на самолёт F-15 позволит, по их расчётам, примерно вдвое повысить его эффективность (по сравнению с самолётом F-15, вооружённым 20-мм пушкой M-61 «Вулкан») при ведении манёвренного воздушного боя. Они считают, что одновременно с этим возрастут и боевые возможности самолёта по поражению наземных целей. Однако при создании пушки GAU-7/A возникли технические трудности и её разработка пока приостановлена.

При оснащении артиллерийским вооружением самолётов, предназначенных в основном для нанесения ударов по наземным целям, американские специалисты исходят из того, что для увеличения эффективности этих самолётов целесообразнее использовать пушки более крупных калибров (30—40 мм).

По данным иностранной печати, в Соединённых Штатах ведутся работы над созданием новых авиационных пушек, которые предназначены для поражения наземных целей, включая бронированные. Хотя вес и габариты самолётного вооружения имеют важное значение, однако, по мнению иностранных военных специалистов, для штурмовиков эти характеристики не являются решающими, как для легких истребителей. Поэтому в США для штурмовиков создаются тяжёлые авиационные пушки крупных калибров со снарядами, обладающими большой разрушительной силой. Например, для нового самолёта непосредственной авиационной поддержки A-10A разработана семиствольная 30-мм авиационная пушка GAU-8/A (фирма «Дженерал электрик»). Она имеет беззвеньевую систему подачи патронов с магазином барабанного типа емкостью до 1350 патронов. Основные характеристики пушки: темп стрельбы 4000 выстр/мин, начальная скорость полёта снаряда 1066 м/с, полный вес 1575 кг. Пушка GAU-8/A устанавливается в передней нижней части фюзеляжа по продольной плоскости симметрии самолёта (рис. 3).

Новый американский самолёт непосредственной авиационной поддержки А-10A с встроенной в носовой части 30-мм пушкой GAU-8/AРис. 3. Новый американский самолёт непосредственной авиационной поддержки А-10A с встроенной в носовой части 30-мм пушкой GAU-8/A

Работы по совершенствованию существующих и созданию новых авиационных пушек проводятся и в других капиталистических странах. В Швейцарии, например, разработана 30-мм пушка . Некоторые западноевропейские страны намерены купить её для установки на своих боевых самолётах.

В капиталистических государствах, особенно входящих в блок НАТО, наряду с совершенствованием старых и разработкой новых пушек проводятся интенсивные исследования в области создания порохов С высокими энергетическими возможностями и сравнительно низкой температурой горения.

Как известно, стволы пушек изготовляются из различных марок легированных сталей, а каналы стволов в большинстве случаев хромируются для уменьшении газовой эрозии. Однако иностранные специалисты считают, что при большом темпе стрельбы стволы быстро накаляются и срок их службы значительно уменьшается. В связи с этим, кроме исследований по созданию специальных высокопрочных сталей для стволов авиационных пушек, изучается вопрос использования тугоплавких и стойких к эрозии вкладышей, отделений, специальным теплоизоляционным материалом от наружной части стволa, сделанной из высокопрочной стали.

По данным иностранной печати, большое внимание за рубежом уделяется уменьшению веса боеприпасов за счёт замены их сравнительно тяжёлых латунных и стальных гильз более легкими. В настоящее время разрабатываются комбинированные пластико-алюминиевые гильзы, а также безгильзовые боеприпасы.

Использование новых материалов и технологий приведёт, по мнению иностранных военных специалистов, к созданию нового поколения лёгких авиационных пушек с двумя-тремя стволами, обладающих высокой скорострельностью и не уступающих (или превосходящих) по эффективности современным пушкам с пятью — семью стволами.

Из всего сказанного выше можно сделать вывод, что в планах наращивания боевой мощи тактической авиации в США и других капиталистических странах наряду с постоянным совершенствованием авиационных ракет различного назначения значительное внимание уделяется развитию авиационного стрелково-пушечного вооружения.

Добавить комментарий