Чем же продиктованы эти меры, разработанные в Пентагоне?
Во-первых, опытом прошедших локальных войн и характером будущей войны. Американские военные специалисты считают, что в современной войне обстановка на поле боя и в тактической глубине будет непрерывно меняться, а в воздухе сосредоточится большое количество самолётов. В такой ситуации каждый лётчик с первых же вылетов должен решать задачи умело, быстро и расчётливо, а для этого ему необходимо обладать большим мастерством и определёнными психологическими качествами. Данный вывод подкрепляется ещё и тем, что в последних локальных военных конфликтах наибольшие потери авиации приходились на первые десять вылетов, когда пилоты только ещё приобретали боевой опыт. Участники же агрессивной войны во Вьетнаме, которые могли бы сразу эффективно выполнять задании, в строевых частях составляют 1/3 лётного состава.
Во-вторых, появлением новых боевых самолётов, сложной бортовой техники, возросшей ролью РЭБ и изменением методов применения авиации, требующих от лётчиков их детального освоения.
В-третьих, якобы «повышением ответственности США за судьбы Западной Европы». Этот тезис, выдвинутый официальными представителями Пентагона, воплощается на практике. Так, в настоящее время усиливается и без того крупная группировка американской тактической авиации на Центрально-Европейском ТВД путём включения в неё современных истребителем F-15A. Повышается боеготовность её частей и подразделений.
На страницах журнала «Эр форс» приводились следующие высказывания командующего тактическим авиационным командованием (ТАК) ВВС США генерала Р. Диксона: «Боеготовность должна быть ключом к нашему успеху, и от неё возможно будет зависеть выживаемость страны». Упомянутые выше «доводы» подкрепляются мифом о «наращивании вооружённых сил СССР» и «о советской угрозе Западу».
Проведение учений «Рэд флэг» — ещё одно свидетельство милитаристских приготовлений и нежелания руководителей Пентагона считаться с определёнными положительными тенденциями современного международного развития. В этих условиях советские воины должны сохранять высокую бдительность и делать все необходимое, чтобы в любой момент защитить свою Родину от империалистической агрессии.
Учения «Ред флэг» в основном организуются для частей тактической авиации, и ответственность за них возложена на ТАК. Однако к ним привлекаются также экипажи самолётов других командований ВВС США. По данным зарубежной печати, в учениях участвуют не только лётный состав, авиационные командиры и офицеры штабов, но и персонал обслуживающих подразделений и частей, а также служб тыла.
Все задачи, которые предстоит решать тактической авиации в современной войне, отрабатываются па полигоне авиабазы Неллис.
Полигон занимает площадь около 10 100 кв.км и расположен на западе континентальной части США. Здесь большую часть года стоит хорошая погода, воздушное пространство относительно свободно от полётов гражданских самолётов, поблизости нет крупных городов и индустриальных центров.
На огромной территории полигона сооружена масса всевозможных макетов объектов, которые важно вывести из строя во время боевых действий Среди них имеются: танки, самолёты, железнодорожные пути, склады, туннели, индустриальные комплексы, РЛС, позиции ЗРК (см. рисунок) и ракет тактического и оперативного назначения, сооружения систем связи и постановки помех и т. п.
Макеты элементов ЗРК противника, развёрнутые на огневой позиции
На полигоне могут быть воспроизведены излучения РЛС и помехи (всего 22 видов), создаваемые специальной аппаратурой. По плану командования ВВС, к 1983 году количество видов должно возрасти до 122. Кроме того, примерно 200 макетов танков вероятного противника в боевом порядке дивизии в наступлении предполагается установить уже в этом году.
Размеры полигона позволяют рассредоточивать «боевую технику» и «живую силу» на больших дистанциях и интервалах. Например, в одной из «автомобильной колонн» длиной 27,4 км расстояние между макетами автомашин выбрано 1,3 км.
Вся информация о результатах действий авиации стекается в центр управления полигоном, в котором установлен большой телевизионный экран воздушной обстановки. На экран информация поступает с ЭВМ, связанной микроволновыми радиорелейными линиями с тремя обзорными РЛС, принадлежащими федеративному управлению гражданской авиации США.
Каждый самолёт, кроме кода опознавания, имеет свои опознавательный номер для определения маршрута его полёта. Этот номер и при необходимости высота полёта отображаются на экране. Маршрут полёта высвечивается на масштабной карте полигона. Белыми точками обозначаются позиции ЗУР и ЗА. Цели могут воспроизводиться на экране по выбору. Те самолёты и ЗРК, которые взяты под наблюдение, обозначают знаком «белый строб», появляющимся на месте их нахождения. Пуск зенитных ракет отмечается знаком «шеврон», располагающимся рядом с позицией ЗУР. «Поражение» самолёта противника в воздухе или «уничтожение» последним позиции ЗРК сопровождается соответствующим звуковым сигналом, а также изменением цвет отметки опознавания с зелёного на чёрный.
После выполнения задания операторы центра, просмотрев видеозапись, могут более детально проанализировать действия экипажей и определить, какие самолёты и наземные пели были уничтожены. Члены экипажей самолётов знакомятся с результатами выполнения заданий на следующий день.
Организация и проведение учений
Как сообщала иностранная печать, участие экипажей, групп самолётов и подразделении в учениях заранее планируется штабом тактического авиационного командования. При этом учитываются заявки и предложения других командований. По расчётам военных специалистов ТАК, каждый экипаж должен возобновлять тренировки на полигоне через 11 месяцев.
Зарубежная пресса, например так сообщала о привлечении авиационной эскадрильи к учению «Ред флэг» в 1976 году.
За полтора месяца до начала тренировок эскадрилья начинает готовиться к нему. Командир подразделения и его штаб обсуждают с офицерами, отвечающими за учение, обстановку, в которой предстоит действовать эскадрилье согласно поставленным перед ней основной и вспомогательным задачам. При этом оговариваются также порядок выполнения заданий, сроки и маршруты вылетов, организация управления и связь, порядок обслуживания самолётов и т. п.
В назначенный день эскадрилья развёртывается на авиабазе Неллис в полном составе. Лётные экипажи находятся здесь две недели (за это время каждому из них необходимо сделать не менее десяти вылетов), а обслуживающий персонал остаётся па месяц. Таким образом, на базе одного развёрнутого подразделения в течение месяца проходят тренировки лётчики двух эскадрилий.
Первый вылет, в процессе которого экипажи изучают обстановка на маршруте, как правило, считается ознакомительным. Лётчикам показывают, с какой угрозой им предстоит встретиться, и объясняют, что может произойти ходе боя. Кроме того, они проверяют работу бортовой аппаратуры.
Реальные вылеты вначале проходят в упрощённой обстановке. При нанесении ударов по наземным целям используются боевые боеприпасы.
Задачи, решаемые авиацией на учениях, могут быть самыми разнообразными и зависят главным образом от предназначения самолётов и цели боевых заданий.
Истребители, например, ведут воздушные бои. В качестве «противника» выступают пилоты на самолётах F-5F из эскадрильи, базирующийся на авиабазе Неллис. Здесь уже побывала эскадрилья самолётов F-15A из состава 1-го тактического истребительного авиационного крыла.
Штурмовики совершают первые вылеты для оказания непосредственной авиационной поддержки. Такую программу тренировок уже прошли экипажи самолётов А-10А. Их «противником» были сухопутные войска из Форт-Ирвин.
Выполняются также боевые вылечи с привлечением большого числа самолётов различного назначения. Так, группе тактических транспортных самолётов С-130 по данным иностранной печати, была поставлена задача доставить важные грузы подразделению, попавшему в окружение. Маршрут их полёта проходил над районами, прикрываемыми сильной ПВО. Зенитные средства на пути следования самолётов С-130 подавлялись штормовками А-7D, группы же истребителей F-15A прикрывали боевой порядок транспортных самолётов.
В зарубежной печати сообщалось и о других вариантах организации вылетов, проведённых на учениях «Ред флэг», например о переброске живой силы и грузов на стратегических транспортных самолётах С-141А под прикрытием тактических истребителей F-4 или полётах на задание тяжёлых бомбардировщиков В-52 в сопровождении истребителей F-15А.
В большинстве случаев тактика авиации отрабатывалась на полигоне в условиях широкого применения средств РЭБ и сильной ПВО противника. Немалое место в учениях отводилось также действиям экипажей при полном отсутствии радиосвязи с землёй и между самолётами.
Проходил тренировки на полигоне и личный состав службы поиска и спасения ВВС США.
По оценке американских специалистов, учения «Ред флэг» оказались очень полезным мероприятием. Они позволяют лётчикам и другому военному персоналу ВВС совершенствовать на практике свои профессиональные навыки в условиях обстановки, приближенной к боевой. Во время учений командование ВВС определяет уровень боеготовности подразделений по системе, созданной специалистами ТАК. Креме того, разрабатываются приёмы преодоления самолётами современной ПВО противника и способы ведения экипажами радиоэлектронной борьбы.
О масштабах тренировок на полигоне личного состава можно судить по следующему сообщению зарубежной печати. Только с конца 1975 до конца 1976 года в учениях приняло участие более 600 экипажей боевых самолётов ТАК и около 1200 лётчиков и специалистов различных служб и других командований ВВС.
Возможности полигона и количественный состав привлекаемых к учениям экипажей и подразделений в будущем предполагается увеличить.