Проводя агрессивный внешнеполитический курс, израильские экстремисты продолжают наращивать боевую мощь вооружённых сил. С этой целью, помимо получения большого количества вооружения из и некоторых других капиталистических государств, в Израиле налажено серийное производство собственной боевой техники и оружия, в том числе многоцелевого тактического истребителя «Кфир» и рассматриваемого ниже военно-транспортного самолёта «Арава».

Первый полёт серийного образца легкого военно-транспортного самолёта IAI-201 «Арава», созданного фирмой «Израэл эркрафт индастриз» на базе 24-местного пассажирского самолёта IAI-101 «Арава», состоялся в апреле 1973 года. В настоящее время этот самолёт поступает на вооружение ВВС Израиля.

Самолет «Арава» представляет собой высокоплан с фюзеляжем-гондолой и двумя балками, на передние концах которых установлены двигатели, а на задних — разнесённое вертикальное хвостовое оперение и стабилизатор (см. рисунок).

Военно-транспортный самолёт IAI 201 «Арава» и его проекции
Военно-транспортный самолёт IAI 201 «Арава» и его проекции

Фюзеляж самолёта цельнометаллический, полумонококовой конструкции. Для облегчения загрузки и разгрузки самолёта хвостовая часть фюзеляжа отклоняется в сторону более чем на 90°, а пол грузовой кабины находится на уровне пола кузова стандартного автомобиля.

Крыло прямое, двухлонжеронной кессонной конструкции, с двумя нижними подкосами. В нём расположены четыре топливных бака общей ёмкостью 1440 л. Механизация крыла состоит из простых двухсекционных закрылков, занимающих 61,4% размаха, а также из предкрылков, элеронов и выдвижных интерцепторов.

Шасси трёхстоечное, неубирающееся, с масляно-воздушными амортизаторами. Оно рассчитано на восприятие ударов при жёсткой посадке самолёта и на преодоление неровностей ВПП высотой до 10 см. Пневматики шасси имеют низкое давление (3,37 кг/кв.см.). По заявлению специалистов фирмы, такое шасси позволяет эксплуатировать самолёт с неподготовленных грунтовых ВПП и посадочных площадок, что значительно увеличивает его боевые возможности.

Силовая установка состоит из двух турбовинтовых двигателей РТ6А-34 фирмы «Пратт-Уитни» с трёхлопастными воздушными винтами диаметром 2,59 м. Максимальная мощность каждого двигателя около 780 л с.

Самолет вооружён тремя 12,7-мм пулеметами , два из них установлены в обтекателях в передней части фюзеляжа (по одному с каждого борта), а третий — на турели в хвостовом конусе фюзеляжа. Общий боезапас 8000 патронов. Кроме того, на двух пилонах, расположенных на фюзеляже, могут подвешиваться два контейнера с шестью НУР калибра 82 мм.

По данным иностранной печати, самолёт IAI-201 «Арава» является многоцелевым и предназначен для выполнения широкого круга задач. Это обеспечивается тем, что его переоборудование из одного варианта в другой занимает мало времени.

При использовании самолёта «Арава» в качестве транспортно-десантного он перевозит 24 вооружённых солдата или 16 парашютистов и двух выпускающих. В варианте транспортного самолёта он может нести около 2,5 т груза. Объём кабины самолёта позволяет перевозить одно безоткатное орудие, установленное на автомобиле «джип», с расчетом (четыре человека).

В противолодочном варианте самолёт оснащается специальным комплектом электронного оборудования весом 250 кг, 12 гидроакустическими буями и четырьмя торпедами Мк14. На борту, кроме штатных членов экипажа, находятся два оператора, управляющие противолодочными оборудованием и вооружением.

При переоборудовании серийного самолёта в санитарный на нем устанавливается 12 носилок (в три яруса) и оборудуются рабочие места для двух медицинских работников.

Большая продолжительность полёта (до 10 ч) позволяет использовать самолёт в качестве мобильного воздушного ретрансляционного пункта. В этом случае на борту размещается комплект радиоэлектронного оборудования (ретрансляторы) весом около 250 кг и два оператора.

Самолет «Арава» можно использовать также для перевозки топлива и заправки самолётов и вертолетов на передовых посадочных площадках и аэродромах, а также для заправки в полевых условиях наземных боевых машин. В этом случае в грузовой кабине самолёта устанавливаются топливные баки общей емкостью 1900 л, насосы, шланги и другое заправочное оборудование.

Кроме того, самолёт может выполнять некоторые другие задачи, например поисково-спасательные работы, буксировку мишеней и т. д. Основные его тактико-технические характеристики приведены в таблице.

Фирма «Израэл эркрафт индастриз», пытаясь привлечь иностранных покупателей, широко рекламирует самолёт «Арава» — его боевые возможности, взлётно-посадочные характеристики, устойчивость и управляемость, простоту и удобство эксплуатации. В 1972 году она демонстрировала его на авиационно-космической выставке в Ганновере (). В том же году было организовано демонстрационное турне этого самолёта почти по всем странам Латинской Америки, в результате которого он пролетел в общей сложности 64 тыс. км. В мае 1973 года пять военно-транспортных самолётов «Арава» были поставлены мексиканским ВВС. К концу 1974 года заказы на экспорт возросли до 50 самолётов. В настоящее время, по данным зарубежной печати, израильские самолёты «Арава» покупают Эквадор, Мексика, Никарагуа, Сальвадор и другие страны.

Тактико-технические характеристики легкого военно-транспортною самолёта «Арава»

Экипаж, человек… 1 — 2

Вес, кг:
максимальный взлетный… 6800
пустого самолёта… 3530
перевозимой нагрузки (максимальный)… 2530

Размеры, м:
размах крыла… 20,9
длина самолёта… 13,0
длина фюзеляжа гондолы… 9,3
высота самолёта……………………………………….5,2

Размеры грузовой кабины, м:
Длина………………………………………………..3,9
ширина… 2,3
высота… 1,7

Скорость полёта, км/ч:
максимальная… 326
крейсерская… 310
посадочная… 115

Практический потолок, м:
при двух работающих двигателях… 8100
при одном работающем двигателе… 3400

Радиус действия, км:
при максимальной перевозимой нагрузке… 320
при максимальном записи топлива… 1300

Длина разбега, м… 220
Взлетная дистанция, м… 360
Длина пробега, м… 120
Посадочная дистанция, м… 280

Добавить комментарий