Американские военные специалисты подсчитали, что в будущей войне США для переброски войск и грузов в Европу потребуется почти в два раза больше транспортной авиации, чем имеется в наличии, а если не удастся транспортировать подкрепление по морю, то эти потребности увеличатся в пять раз. Поэтому, как подчеркнул в интервью журналу «Эр форс» американский генерал Браун (председатель комитета начальников Штабов), «расширение стратегических воздушных перебросок — основная забота командовании ВВС и Пентагона в настоящее время».
В декабре 1974 года Пентагон возложил на военно-транспортное авиационное командование (ВТАК) ВВС ответственность за стратегические и тактические воздушные перевозки и передал в его распоряжение все тактические транспортные самолёты.
В результате этого ВТАК получило от тактического авиационного командования ВВС 231 самолёт С-130 и в его состав вошло дополнительно 14000 специалистов. Организационно командование включает теперь 17 эскадрилий стратегической транспортной авиации (самолёты С-5А и С-141А, рис. 1) и 17 эскадрилий тактической транспортной авиации (С-130Е). При объявлении мобилизации ему будут приписаны ещё 13 эскадрилий ВВС национальной гвардии и 24 эскадрильи резерва ВВС, имеющие 340 тактических транспортных самолётов С-130, С-7А и C-123.
Рис. 1. Стратегические транспортные самолёты C-5A и С-141A (на переднем плане) ВВС США
Из этих сил на континентальной части США базируются все эскадрильи стратегической транспортной авиации, 80% эскадрилий тактической транспортной авиации регулярных ВВС, а также транспортные авиационные части ВВС национальной гвардии и резерва ВВС.
Во ВТАК имеется 545 тяжёлых и средних военно-транспортных самолётов, в том числе С-5А (74 единицы), С-141 (240) и С-130Е (231). Их основные тактико-технические характеристики приведены в таблице.
Основные тактико-технические данных военно-транспортных самолётов ВВС США
В случае резкого обострения обстановки или военных действий во ВТАК будут мобилизованы коммерческие широкофюзеляжные транспортные самолёты резерва из состава гражданских авиакомпаний. В настоящее время этот резерв насчитывает 248 таких самолётов. Штаб ВТАК отвечает за порядок их мобилизации и использования.
По мнению иностранных военных специалистов, совместное использование стратегических и тактических транспортных самолётов даёт возможность находить оптимальные варианты их применения и повышает мобильность воздушных перевозок. Для обеспечения военных действий на заморских ТВД стратегические транспортные самолёты С-5А (рис. 2) и С-141 будут брать войска и грузы с тех авиабаз, которые для этого приспособлены. Тактические же самолёты С-130 смогут оперативно доставлять на эти базы материально-техническое имущество, живую силу и технику с других аэродромов.
Рис. 2. Загрузка боевой техники на самолёт C-5A
На проводимых учениях НАТО для переброски войск с одного ТВД на другой часто создавались смешанные группы транспортных самолётов. Например, в учении «Стронг экспресс» (1972 год) для транспортировки из Западной Европы в Норвегию 5000 человек личного состава со штатным вооружением и 6000 т. груза привлекалось восемь самолётов C-5A, 32 С-141, 40 C-130 и десять «Белфаст».
В зарубежной печати перевозки войск подразделяются на стратегические и тактические.
Стратегические перевозки
Они осуществляются по планам командующего ВТАК, разрабатываемым на основе указаний комитета начальников штабов. С их помощью войска и грузы транспортируются обычно с континентальной части США на заморские ТВД или между ТВД.
Судя по сообщениям зарубежной печати, основными задачами стратегических перевозок являются: своевременная доставка живой силы и техники в те районы земного шара, где назревают военные события, затрагивающие интересы страны, транспортировка военных материалов и грузов союзникам в порядке оказания им военной «помощи», обеспечение всем необходимым своих войск и поиск сателлитов для ведения совместных боевых действий на любом ТВД.
Главные направления стратегических перевозок в настоящее время проходят из США в Западную Европу, на Ближний и Дальний Восток. Большое внимание Пентагон уделяет перевозке войск и грузов на Центрально-Европейский ТВД, который считается главным плацдармом нападения на страны социалистического содружества. Согласно концепции «двойного базирования» американское командование, начиная с 1969 года, проводит здесь учения под кодовым названием «Рефорджер», задача которых состоит в передислокации 1 мд (без одной бригады) и четырёх авиационных эскадрилий тактических истребителей с континентальной части США в ФРГ. Личный состав перебрасывается с лёгким вооружением, так как тяжёлая боевая техника и вооружение законсервированы на складах в Западной Европе.
Во время учения «Рефорджер» 3 маршруты полёта стратегических транспортных самолётов проходили через авиабазу Довер (штат Делавэр) или Мак-Гвайр (штат Нью-Джерси). На них самолёты дозаправлялись топливом и далее без посадки летели в ФРГ через Нью-Фаундленд, Великобританию и Бельгию или через Азорские о-ва, Ла-Манш и Бельгию. На учении «Рефорджер» 5 самолёты С-5А сделали 11, а С-141 — 110 рейсов и перевезли 11 000 человек личного состава и 10 000 т. грузов 1 мд. Продолжительность полёта самолётов через Атлантический океан составляла около 10 ч. Американское командование считает, что в течение 2-3 сут. можно перебросить по воздуху из США в Европу личный состав двух дивизий с лёгким вооружением. В критических ситуациях оно намеревается использовать средние транспортные самолёты C-130E, Каждый такой самолёт способен транспортировать из США в Европу 11 т груза.
Опыт воздушных перебросок в Юго-Восточную Азию командование США накопило во время агрессивной войны во Вьетнаме в 1961-1973 годах.
Перевозки проводились по двум тихоокеанским маршрутам: северному (через Аляску и Японию) и центральному (через Гавайские о-ва и Филиппины). Продолжительность полёта самолётов С-141 по северному маршруту (протяжённость 15750 км) с двумя промежуточными посадками по 2 ч для дозаправки топливом составляла около 27 ч, а по центральному (16850 км) с учётом трёх промежуточных посадок для дозаправки — 30 ч.
В зарубежной печати сообщалось, например, что для переброски по воздуху 101-й воздушно-десантной дивизии из США в Южный Вьетнам в ходе операций «Игл траст» (декабрь 1968 года) потребовалось 307 вылетов самолётов С-141 и 22 вылета С-130.
В войне на Ближнем Востоке в октябре 1973 года самолёты С-5A и С-141 доставили из США в Израиль 22 300 т. различных грузов. Они дозаправлялись топливом на Азорских о-вах.
В ходе выполнения стратегических перебросок, особенно во время локальной войны 1973 года на Ближнем Востоке, американское командование выявило существенные недостатки транспортных самолётов — малый радиус их действия и недостаточную габаритность грузовых кабин. Из-за того что этим самолётам приходилось летать на большие дальности, они загружались не полностью. Поэтому в последние годы принимаются меры по устранению указанных недостатков.
Для увеличения радиуса действия экипажи самолётов С-5А в настоящее время осваивают дозаправку в воздухе, а на самолёты С-141 планируется установить системы такой дозаправки. По мнению американских специалистов, увеличение радиуса действия самолётов позволяет отказаться от посадок их на промежуточных аэродромах и от дозаправок на аэродромах назначения, что особенно важно в военное время.
Тактические воздушные перевозки на ТВД
Оперативным органом по руководству ими является центр управления воздушными перевозками, который создастся при центре управления тактической авиацией. В своей деятельности он опирается на работу выделенных им групп управления воздушными перевозками на аэродромах и тесным образом взаимодействует с соответствующими органами тыла сухопутных войск.
Количество транспортной авиации для воздушных перебросок определяется главнокомандующим вооружёнными силами на ТВД. Выделенные силы распределяются центром управления воздушными перевозками для удовлетворения плановых и неплановых заявок сухопутных войск. Это распределение происходит согласно оперативным планам и решениям командующих, принимаемым ими в процессе боевых действий.
Как подчёркивалось в иностранной печати, задачи транспортной авиации на ТВД очень разнообразны. В число их, в частности, входит обеспечение войск материально-техническим имуществом, боеприпасами, оружием, подвоз подкреплений, переброска живой силы и техники в целях маневра и создания новых группировок, эвакуация окружённых частей и подразделений, а также раненых и больных. Тактические транспортные самолёты могут привлекаться и для выброски десантов.
По данным зарубежной печати, организация воздушных перевозок на ТВД во многом зависит от характера театра (географического положения, рельефа местности, состояния сети автомобильных н железных дорог), состава группировок войск, объёма и важности решаемых ими задач. Например, во время войны в Индокитае, где сеть железных и автомобильных дорог была разрушена и активно действовали патриотические силы, на долю транспортных самолётов (С-130, С-123) и армейских вертолётов (CH-47) приходилось более 70% всех перевозок войск и грузов.
Снабжение и пополнение сухопутных войск происходило по следующей схеме: стратегические транспортные самолёты прибывали из США на крупные авиабазы, такие, как Тан-Сон-Нхат или Бьен-Хоа, отсюда доставленные войска и грузы на тактических транспортных самолётах перебрасывались на передовые аэродромы, а с них вертолётами в районы боевых действий.
Интенсивность действия тактической транспортной авиации внутри ТВД была в отдельные периоды весьма высокой. Это убедительно иллюстрируется примерами, взятыми из зарубежной печати, которые приводятся ниже.
Весной 1966 года транспортные самолёты и вертолёты в интересах 1-й пехотной дивизии США перебрасывали за сутки около 424 т грузов. В период 1967-1968 годов с авиабазы Тан-Сон-Нхат (район Сайгона) в отдельные сутки делалось до 750 вылетов транспортных самолётов и вертолётов. Интенсивность действия американской транспортной авиации во Вьетнаме достигла максимума в марте 1968 года во время наступления войск НВСО, когда в сутки часто приходилось совершать до 1200 вылетов.
Незначительные протяжённости маршрутов полёта (от нескольких десятков до нескольких сотен километров) создавали благоприятные условия для максимальной загрузки самолётов при использовании их с подготовленных аэродромов. Но иногда авиация действовала с неподготовленных или коротких ВПП, и в этом случае она брала на борт меньше груза (на самолёт С-130 загружалось только 8-10 т).
Однако к опыту организации воздушных перевозок, полученному в Индокитае, американские специалисты отнеслись критически. Они считают, что на европейских ТВД условия воздушных перевозок будут иными. Здесь боевые действия сухопутных войск будут отличаться маневренностью и скоротечностью, войска с обеих сторон понесут большие потерн, противник примет все меры, чтобы вывести из строя наземные и морские коммуникации. Как отмечает зарубежная печать, несмотря на то, что в Западной Европе развиты все виды транспорта, командование вооружённых сил США планирует максимально использовать транспортную авиацию для обеспечения сухопутных войск и приблизить доставку подкреплений и грузов к району боевых действий.
Чтобы расширить возможности действий тактической транспортной авиации, командование ВВС планирует к концу 70-х годов иметь транспортный самолёт, способный совершать посадку и взлёт с коротких и грунтовых ВПП.
Такой самолёт создают две американские фирмы — «Макдоннелл Дуглас» и «Боинг». Их прототипы YC-15 и YC-14 проходят в настоящее время испытания, по результатам которых один из них будет выбран для принятия на вооружение ВВС.
Как сообщалось в иностранной печати, минимально потребная длина ВПП для самолёта YC-15 составляет 600 м, а для С-130 — 1000 м. По оценке американских специалистов, такая длина ВПП позволит командованию расширить в Западной Европе сеть аэродромов базирования самолётов YC-15 на 55-57% по сравнению с самолётами С-130. Кроме того, скорость и грузоподъёмность самолёта YC-I5 соответственно на 30% и 22-25% больше, чем у самолёта С-130.