В условиях углубляющейся разрядки международной напряжённости, растущего доверия народов к миролюбивой политике Советского Союза, стабильность и последовательность которой убедительно подтвердил XXV съезд КПСС, реакционно настроенным империалистическим кругам все труднее оправдывать свой милитаристский курс. Поэтому при подготовке к агрессивным войнам они вновь прибегают к избитым измышлениям о некой «советской угрозе». Особенно сильно раздувается этот пресловутый миф руководителями Пентагона и органами правой печати в период организации и проведения крупных манёвров и учений, на которых войска обучаются действию в сложной обстановке с применением как ядерного оружия, так и обычных средств поражения. Большая роль в этих военных мероприятиях отводится авиации, которую американские военные специалисты считают одной из основных сил поддержки сухопутных войск в будущей войне. Но чтобы добиться в этой поддержке успеха, по мнению специалистов, необходимо использовать авиацию в подходящий момент и в нужном количестве и согласовать её действия по месту и времени с командованием сухопутных войск. Организацию таких совместных действий сухопутных войск и авиации в зарубежной печати называют взаимодействием. Если общевойсковые командиры ставят авиации задачи, указывают время их решения и порядок взаимодействия, то авиационные командиры выделяют необходимые для этого силы, определяют их вооружение и способы применения.

На основе опыта агрессивной войны во Вьетнаме командованием США была усовершенствована система совместных действий авиации и сухопутных войск.

В будущей войне, как считают американские военные специалисты, манёвренный и скоротечный характер боя, комплексное применение всех видов огневой поддержки, насыщенность воздушного пространства боевыми летательными аппаратами, использование разнообразных средств ПВО и радиопротиводействия с обеих сторон усложнят взаимодействие авиации с сухопутными войсками. Поэтому в настоящее время командование США стремится совершенствовать его формы и методы.

Взаимодействие осуществляется согласно оперативным планам, наставлениям, распоряжениям, приказам и организуется через многочисленные органы управления, которые являются составной частью автоматизированной системы управления тактической авиацией 407L, принятой на вооружение ВВС США. Она развёртывается на ТВД и, по мнению иностранных специалистов, обеспечивает гибкость и надежность взаимодействия с сухопутными войсками. При этом гибкость достигается за счёт транспортабельности оборудования системы и возможностей аппаратуры, а надежность — за счёт блочной конструкции и дублирования отдельных компонентов.

Сама организация взаимодействия органов управления построена с учётом обеспечения живучести. При выходе из строя одного её звена процесс взаимодействия полностью не нарушается. В чрезвычайных условиях, когда из строя выйдут основные наземные КП, командованием США предусматривается использовать воздушные командные пункты объединённых командований вооружённых сил.

Схема взаимодействия органов управления авиацией и сухопутными войсками, представленная на рисунке, отрабатывается на многочисленных учениях и манёврах американских войск на ТВД. В настоящее время командование США упразднило звено «полевая армия» и передало его функции корпусам и командованию сухопутных войск на ТВД.

Схема взаимодействия органов управления авиацией и сухопутными войсками

Схема взаимодействия органов управления авиацией и сухопутными войсками

Общий порядок взаимодействия на основе докладов командующих сухопутными войсками и ВВС на ТВД определяет главнокомандующий вооружёнными силами. Его решения отражаются в едином оперативном плане проведения операции. На основе общего замысла боевых действий главнокомандующий распределяет имеющиеся в его распоряжении силы авиации на выполнение следующих основных задач:

  • завоевание превосходства в воздухе;
  • изоляция района боевых действий;
  • непосредственная авиационная поддержка;
  • тактическая разведка;
  • тактические воздушные перевозки.

Главным оперативным органом командующего ВВС на ТВД является центр управления тактическом авиацией. В нём сосредоточено все руководство авиацией. Здесь принимаются решения на применение авиации, распределяются силы по заявкам сухопутных войск, планируются воздушные операции и вылеты отдельных групп самолётов.

Согласно единому оперативному плану боевых действий центр определяет группы самолётов, подразделения и части для решения основных задач авиации. Он работает в тесном взаимодействии с оперативным командным центром командующего сухопутными войсками на ТВД.

В целях быстрого реагирования на запросы общевойсковых командиров об авиационной поддержке при армейском корпусе создаётся центр непосредственной авиационной поддержки, работающий совместно с центром управления боевыми действиями. Для более эффективного использования авиации в интересах сухопутных войск при штабах корпусов, дивизий, бригад и батальонов организуются команды управления тактической авиацией (КУТА), в которые входят офицеры связи, а также передовые авианаводчики и радиосвязисты. В зависимости от обстановки члены этих команд могут находиться в танке, бронетранспортёре, на легком самолёте или вертолёте.

На офицеров связи и передовых авианаводчиков возлагается обязанность помогать командирам в планировании непосредственной авиационной поддержки и согласовывать вызовы и вылеты авиации с соответствующими центрами управления боевыми действиями и группами координации огневой поддержки, развёртываемыми при штабах сухопутных войск.

Офицеры связи и передовые авианаводчики являются консультантами командиров по применению тактической авиации. Особенно важна их роль, как подчеркивается в зарубежной печати, при организации непосредственной авиационной поддержки в манёвренном бою, когда обстановка быстро меняется и успех зависит от правильности и быстроты принятых решений.

Передовые авианаводчики указывают экипажам самолётов цели, которые обозначаются различными способами.

Как сообщалось в иностранной печати, авиационная поддержка планируется в штабах сухопутных войск. Она может проводиться по плану и срочным (неплановым) заявкам.

Плановые заявки, начиная от батальона и выше, подаются по оперативным линиям связи сухопутных войск. Они составляются на основе указаний вышестоящих штабов и тех задач, которые предстоит решать батальонам, бригадам, дивизиям и корпусу в предстоящих боях и операциях. Каждая вышестоящая инстанция определяет очерёдность выполнения заявок.

В оперативном командном центре эти заявки обобщаются, согласовываются со штабом главнокомандующего вооружёнными силами на ТВД, утверждаются командующим сухопутными войсками и направляются на исполнение в центр управления тактической авиацией. Здесь составляется план применения авиации, утверждаемый командующим ВВС на ТВД. В плане указываются части, подразделения и экипажи, выделенные для непосредственной авиационной поддержки, воздушных перевозок и разведки, а также их готовность, время и количество вылетов, характер целей и т. д.

Задачи командирам частей истребительной, разведывательной и транспортной авиации ставятся центром управления тактической авиацией. В случае необходимости при этом центре может создаваться центр управления воздушными перевозками, который занимается планированием и организацией перебросок по воздуху войск и грузов. Однако в определённых условиях воздушные переброски могут совершаться вне плана.

Срочные (неплановые) заявки частей, подразделений и соединений сухопутных войск на непосредственную авиационную поддержку и воздушную разведку, подаваемые соответствующими командирами через приданные им КУТА, направляются прямо в центр непосредственной авиационной поддержки. Последний, согласовав эти заявки с центром управления тактической авиацией и утвердив их в оперативном командном центре, подтверждает их принятие и доводит задачи до командиров авиационных подразделений или экипажей дежурных самолётов.

О вылете самолётов на задание и маршрутах полёта сообщается в центр управления и оповещения, который организует вывод их в район заданных объектов. Полётами боевых самолётов к целям руководит центр управления и оповещения через посты наведения и оповещения и передовые посты наведения. В районе цели командир группы самолётов вступает в связь с передовым авианаводчиком, который даёт ему данные целеуказания. Обеспечением полётов транспортных самолётов на ТВД занимается центр управления воздушным движением (на схеме не показан), входящий в состав центра управления и оповещения.

Чтобы исключить поражение своих войск, а также скоординировать действия авиации со средствами огневой поддержки, командир корпуса определяет рубеж огневой поддержки. За этим рубежом авиации разрешается наносить удары по наземным целям без согласования с центром управления боевыми действиями корпуса.

Завоеванием и удержанием превосходства в воздухе на ТВД в отдельных районах или на направлениях непосредственно руководит центр управления тактической авиацией на основе указаний командующего ВВС на ТВД и предложений оперативного командного центра сухопутных войск. Для решения этих задач привлекаются силы тактической авиации, выделенные главнокомандующим вооружёнными силами на ТВД.

Как подчеркивалось в зарубежной печати, борьбу за превосходство в воздухе истребители ВВС будут вести совместно с силами и средствами противовоздушной обороны сухопутных войск. Порядок взаимодействия между ними в данной статье не рассматривается.

Изоляция района боевых действий, как сообщалось в иностранной печати, выполняется силами тактических истребителей под руководством центра управления тактической авиации на основе решения командующего ВВС на ТВД в соответствии с директивой главнокомандующего вооружёнными силами на ТВД. Все действия авиации по изоляции увязываются через оперативный командный центр с изменениями обстановки на ТВД.

Большую роль в принятии решения на изоляцию района боевых действий играет информация, полученная от воздушной разведки, проводимой также по решению центра управления тактической авиацией.

Таким образом, как можно судить по опубликованным в иностранной печати данным, взаимодействие тактической авиации ВВС США с сухопутными войсками на ТВД осуществляется по командным инстанциям «сверху вниз» и «снизу вверх» и на уровнях батальона, бригады, дивизии и корпуса.

При взаимодействии «сверху вниз» каждая вышестоящая командная инстанция, начиная с корпуса, определяет план использования авиации для нижестоящей командной инстанции и может по своему усмотрению изменить его. При взаимодействии «снизу вверх» каждая командная инстанция, начиная с батальона и выше, участвует в планировании применения авиации и может потребовать поддержки в ходе развёртывания боев и операций.

Централизованное взаимодействие, как об этом свидетельствует иностранная печать, позволяет учитывать мнения нижестоящих командиров, обеспечивать быструю реакцию авиации на изменения обстановки в районе боев, организовывать непосредственные консультации общевойсковых командиров со специалистами по применению авиации и вызов самолётов любым командиром, начиная от командира батальона и выше, а также наладить бесперебойное управление авиацией на маршрутах и нацеливание её на заданные объекты.

Мнения нижестоящих общевойсковых командиров по применению авиации учитываются как при планировании боёв и операций, так и при срочных вызовах.

Быстрая реакция вылета авиации на такие вызовы обеспечивается за счёт приближения мест её базирования к линии фронта, сокращения до минимума промежуточных звеньев прохождения запросов и команд, а также использования специальных каналов связи, принадлежащих ВВС.

Возможность вызова авиации любым командиром (начиная от командира батальона), по мнению американского командования, повышает у них уверенность в достижении успеха в бою. Непосредственные консультации со специалистами дают возможность соответствующему командиру рационально распоряжаться выделенными ему силами авиации и с наибольшей эффективностью использовать их.

Бесперебойное управление авиацией при выполнении ею боевых задач, как считают американские специалисты обеспечивается за счёт разветвлённой сети основных и запасных органов управления и дублирования линий связи. Нацеливание самолётов на объекты, находящиеся вблизи линии соприкосновения войск, даёт возможность командирам результативно использовать авиацию, экономить боеприпасы и избегать нанесения ударов по своим позициям.

Добавить комментарий