Милитаристские круги Японии, восстановив с помощью после второй мировой войны промышленность, принимают активное участие в проводимой международным империализмом гонке вооружений, постоянно наращивают мощь всех видов вооружённых сил, в том числе и ВВС.

Зарубежная печать отмечает, что если первоначально японская промышленность занималась в основном ремонтом и сборкой американской авиационной техники либо её производством по лицензии, то в последние годы она приступила к созданию и выпуску собственных военных самолётов и их вооружения. В частности, японские самолётостроительные фирмы разработали и выпускают средний военно-транспортный самолёт С-1, противолодочный гидросамолёт PS-1, сверхзвуковой учебно-тренировочный самолёт Т-2, на базе которого создают тактический истребитель FS-T2.

Учебно-тренировочный самолёт Т-2

Работы по созданию этого самолёта начались в конце 60-х годов. Его натурный макет был изготовлен в январе 1969 года, а в марте 1970 года между командованием ВВС и компанией «Мицубиси» было заключено соглашение о постройке двух опытных образцов для лётных испытаний и одного планера для статических. В конце 1970 года ВВС дополнительно заказали ещё два опытных образца. Полёт первого самолёта состоялся 20 июля, а второго — 2 декабря 1971 года. В середине 1972 года было закончено изготовление третьего и четвёртого опытных образцов. К октябрю 1974 года в процессе лётных испытаний эти самолёты налетали в обшей сложности около 1 000 ч.

По конструкции самолёт Т-2 представляет собой свободнонесущий моноплан с высокорасположенным стреловидным крылом (угол стреловидности по передней кромке около 42°, в корневой части крыла он резко увеличивается до 72°). Такое расположение крыла выбрано для удобства подвески под него различного вооружения, топливных баков, контейнеров с разведывательным оборудованием и т. д.

Фюзеляж самолёта типа полумонококк выполнен полностью из металлических сплавов, из них около 10% (по весу) титановых. На нижней поверхности хвостовой части Фюзеляжа находится посадочный крюк и два щитка воздушного тормоза, а внутри размещён тормозной парашют.

Крыло имеет довольно развитую механизацию, состоящую из двухсекционных предкрылков, односекционных закрылков и двухсекционных интерцепторов (проекции самолёта показаны на рис. 1).

Проекции учебно-тренировочного самолёта Т-2
Рис. 1. Проекции учебно-тренировочного самолёта Т-2

Шасси самолёта трёхстоечное, убирающееся в фюзеляж. Основная система уборки и выпуска гидравлическая, а аварийная для выпуска пневматическая. Основные стойки шасси после поворота на 90° убираются вперёд. Каждая стойка имеет по одному колесу и масляно-пневматическому амортизатору. Тормоза колёс гидравлические с противоюзовыми устройствами. Передняя стойка убирается назад, в нишу фюзеляжа.

На самолёте установлены два двухконтурных турбореактивных двигателя «Адур», разработанных совместно французской фирмой «Турбадека» и английском Фирмой «Роллс-Ройс» (японское обозначение TF-40 IHI-801A). По данным зарубежной печати, первые восемь двигателей для опытных самолётов были поставлен разработчиками, а остальные собирались в Японии из поставленных деталей (с 1972 года они изготавливаются японской компанией «Исикавадзима» по лицензии).

Двигатель «Адур» имеет следующие основные характеристики: тяга без включения форсажа 2340 кг, на максимальном форсажном режиме 3350 кг, степень повышения давления 11, степень двухконтурности 0,8, удельный расход топлива на высоте 12 000 м на скорости М = 0,8 равен 0,945 кг/кг-ч, длина 2970 мм, диаметр 560 мм, вес 750 кг.

Топливная система самолёта состоит из сети внутренних топливных баков общей ёмкостью 3820 л. Кроме того, на внешних узлах подвески самолёт может нести до трёх баков ёмкостью по 830 л (один под фюзепяжем и по одному под каждой консолью крыла).

Кабина самолёта оборудована двумя катапультируемыми сиденьями ES-7J, расположенными одно за другим (тандем). Заднее установлено на 0,28 м выше переднего. Эти сиденья обеспечивают членам экипажа возможность катапультироваться как в полёте, так и во время руления или стоянки на аэродроме. Кабина снабжена системой герметизации, кондиционирования воздуха и кислородного питания, а также ручными индивидуальными системами сброса фонаря.

На самолёте имеются две независимые гидравлические системы с рабочим давлением 210 кг/кв.см, пт которых работают приводы механизмов уборки и выпуска шасси, интерцепторов, тормозов, противоюзовых устройств. Воздушная система самолёта обеспечивает аварийный выпуск шасси, герметизацию кабины и работу некоторых других механизмов. Основные источники электроэнергии — два генератора переменного тока мощностью 12 и 15 кВт.

В состав бортового радиоэлектронного оборудования входят: система управления огнём J/AWG-11 (фирма «Мицубиси электрик»), приёмник радионавигационной системы , УКВ радиостанция J/ARC-51 и т. д.

Вооружение самолёта состоит из встроенной 20-мм шестиствольной пушки (боекомплект 200—750 патронов), расположенной в левой нижней части фюзеляжа, управляемых ракет класса «воздух — воздух», авиабомб, неуправляемых ракет и другою оружия в различных вариантах), размещённого на пяти узлах наружной подвески (один под фюзеляжем и по два под каждой консолью крыла).

Заказ на производство первой серийной партии из 20 самолётов Т-2 был выдан в марте 1973 года, через год было заказано ещё 22 самолёта. Всего в соответствии с четвёртой программой развития вооружённых сил Японии (1972— 1976 годы) планировалось закупить 59 таких самолётов. Первый серийный самолёт Т-2 начат выполнять полёты в начале 1975 года, а к концу того же года была сформирована первая учебно-тренировочная эскадрилья этих самолётов. Она вошла в состав 1-го авиационного полка, базирующегося на севере Японии и вооружённого самолётами F-86F.

Тактический истребитель FS-T2

В марте 1973 год»а компания «Мицубиси» приступила к созданию боевого варианта самолёта T-2 (получил обозначение FS-T2) (рис. 2) для замены тактических истребителей F-86. В иностранной печати сообщалось, что после ввода в строй он получит обозначение F-1. Полёты первых двух опытных образцов самолёта FS-T2 начались в июне 1975 года.

Японский сверхзвуковой тактический истребитель FS-T2
Рис. 2. Японский сверхзвуковой тактический истребитель FS-T2

По конструкции он представляет собой копию самолёта Т-2, за исключением того, что имеет одноместную кабину и большее число узлов наружной подвески оружия (по три под каждой консолью крыла). Кроме того, на нём установлено более совершенное бортовое оборудование, в состав которого входят многофункциональная РЛС, работающая в режимах «воздух — воздух» и «воздух — поверхность», инерциальная навигационная система, созданная английской фирмой , радиовысотомep, система отображения данных на фоне лобового стекла (фирмы «Томпсон-CSF»), вычислитель бомбометания, оптическая система определения дальности и система предупреждения лётчика об облучении самолёта сигналами РЛС противника.

Основные тактико-технические характеристики обоих самолётов приведены в таблице.

Основные тактико-технические характеристики японских самолётов Т-2 и FS-T2

Основные тактико-технические характеристики японских самолётов Т-2 и FS-T2

Вооружение самолёта FS-T2 состоит из встроенной шестиствольной 20-мм пушки «Вулкан». Кроме того, на семи узлах, наружной подвески он может нести до четырёх ракет «Сайдвиндер» и до 12 авиационных бомб калибра 500 фунтов. Обычный вариант подвески при действии по наземным целям включает восемь бомб калибра 500 фунтов и два топливных бака по 830 л. В этом случае, по расчётам японских специалистов, радиус действия самолёта составит около 550 км. При действии в качестве истребители-перехватчика, вооружённого четырьмя ракетами «Сайдвиндер» (без подвесных баков), радиус действия самолёта 275 км. Другие варианты вооружения, кроме авиабомб и УР «Сандвиндер», предусматривают подвеску управляемых и неуправляемых ракет класса «воздух—поверхность», контейнеров с разведывательным оборудованием и т. п.

По сообщениям зарубежной печати, японские фирмы «Кавасаки» и «Фудзи» по заказу ВВС страны в 1973 году начали разработку противокорабельной ракеты ASM-1 весом окою 590 кг. Этой ракетой предполагается оснастить тактические самолёты, в том числе и тактические истребители FS-T2. Наземные испытания ракеты запланировано провести в 1977 году, лётные — в 1978 году. Завершить работы по её созданию намечено к 1979 году.

В 1974 финансовом году (1 апреля 1974 года — 31 марта 1975 года) ВВС запрашивали ассигнования на закупку 22 самолётов, но правительство отказало в выделении средств из-за финансовых трудностей. В 1975 финансовом году они получили деньги на закупку 18 таких машин. Поставки этой партии планировалось закончить в начале 1978 года. На средства, выделенные в 1976 году, заказана вторая партия в количестве 50 самолётов. Поступление их на вооружённо намечено на 1978-1980 года. Командование ВВС из этих 68 самолётов намерено сформировать три эскадрильи, первая из них должна войти в строй в 1977 году. Изучается также вопрос о дополнительном заказе 42—70 машин для формирования ещё нескольких эскадрилий в 80-х годах.

Кроме этого, ВВС Японии планируют начать в 1978 году разработку нового тренировочного самолёта Т-Х для замены в 80-х годах самолётов американской разработки Т-1 и Т-33A. В конкурсе проектов этого самолёта участвуют японские фирмы «Кавасаки» и «Фудзи». Строительство опытных образцов самолёта намечено завершить до 1981 года, а окончить работы по его созданию к 1983 году. В иностранной печати отмечалось, что в случае успеха командование ВВС намерено приобрести 50-60, а возможно и больше самолётов Т-Х.

Добавить комментарий