Развязанные империализмом агрессивные войны в Юго-Восточной Азии и на Ближнем Востоке широко использовались Пентагоном для всестороннем проверки в боевых условиях различных видов оружия. Изучив опыт боевого применения авиации в этих войнах, военные специалисты пришли к выводу, что некоторые американские самолеты и их вооружёние оказались недостаточно эффективными. Особенно отмечались низкие боевые возможности ракет класса «воздух-воздух» при ведении высокоманёвренных воздушных боев. С целью увеличения ударной мощи истребительной авиации командование вооружённых сил США проводит ряд мероприятий, в том числе модернизацию состоящих на вооружении и разработку новых управляемых ракет класса «воздух — воздух» ближнего воздушного боя, ракет средней и большой дальности стрельбы.

Ракеты ближнего воздушного боя

Начало развития этих ракет относится к середине 60-х годов, когда американские летчики уже на опыте первых воздушных боев во Вьетнаме убедились, что их ракеты «Фалкон», и малоэффективны в условиях маневренного воздушного боя на малых дальностях. В связи с этим в США проводились работы по их модернизации. В результате на вооружение ВВС и авиации ВМС поступилии новые варианты ракет: «Спарроу» 3 А1М-7Е-2, «Сайдвиндер» AIM-9E, J, G и Н, имеющие несколько улучшенные маневренные характеристики по сравнению с их предшественницами. Однако, по мнению американских военных специалистов, они также не в полной мере отвечают требованиям, предъявляемым к ракетам, предназначенным для ведения ближнего маневренного воздушного боя. Вследствие этого в США начали разрабатываться новые управляемые ракеты: «Сайдвиндер» AIM-9L, и «Кло».

УР «Сайдвиндер» AIM-9L от предыдущих ракет этого семейства отличается тем, что она имеет меньшую минимальную и большую максимальную дальности стрельбы и может использоваться со стороны задней и передней полусфер цели. По сообщениям иностранной прессы разработка этой ракеты близка к завершению, и она может быть принята на вооружение в текущем году. В качестве основных самолетов-носителей планируется использовать истребители F-14A, F-15 и F-4.

Ракетой «Эджайл» предполагается вооружить самолеты F-14A, F-15, F-4 (рис. 1), А-7 и А-10А. Эта ракета не имеет аэродинамических рулей. Ее управление в полете производится специальным устройством, изменяющим вектор тяги двигателя. Использование такого способа управления, по мнению американских специалистов, даст возможность достичь высоких маневренных характеристик ракеты, а установка всеракурсной инфракрасной головки самонаведения позволит вести стрельбу по целям с любого направления. Однако все это потребовало проведения широкого объема научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, что в свою очередь привело к значительному увеличению стоимости программы разработки и перенесению на более поздний период (на конец 70-х годов) сроков принятия ракеты на вооружение.

Пусковые установки управляемых ракет «Эджайл» AIM-95, подвешенные на подкрыльевых пилонах самолета F-4 «Фантом» 2Рис. 1. Пусковые установки управляемых ракет «Эджайл» AIM-95, подвешенные на подкрыльевых пилонах самолета F-4 2. Левая ПУ (на снимке справа) заряжена ракетами, правая без ракет

По мнению командования ВВС США, ракеты «Сайдвиндер» AIM-9L и «Эджайл» обладают двумя существенными недостатками — большим весом и значительной стоимостью. В связи с этим по заданию ВВС начата разработка легкой к недорогой ракеты, получившей наименование «Кло». По сравнению с ракетами «Сайдвиндер» AIM-9L и «Эджайл» она должна иметь примерно вдвое меньший вес, меньшую минимальную дальность стрельбы, повышенную маневренность и более низкую стоимость.

Ракеты средней дальности стрельбы

Наряду с созданием ракет ближнего воздушного боя в США ведутся работы по совершенствованию и созданию новых ракет средней и большой дальности стрельбы (порядка 50 и 100 км соответственно).

Иностранная печать отмечает, что увеличение дальностей стрельбы ракет класса «воздух — воздух» связано не только с созданием более мощных ракетных двигателей и радиолокационных головок самонаведения, имеющих большие дальности действия, но также находится в прямой зависимости от возможностей самолетных РЛС по обнаружению, захвату и сопровождению целей. Поэтому при разработке самолетных РЛС уделяется первостепенное внимание достижению большой дальности и высокой точности обнаружения целей, обеспечению всепогодности применения, повышению надежности и оперативности их боевого использования. Например, сообщается, что максимальная дальность обнаружения воздушных целей импульсно-доплеровской РЛС истребителя F-15 составляет около 80 км, а РЛС истребителя F-14A примерно в четыре раза больше.

Первая американская ракета средней дальности стрельбы «Спарроу» 3 AIM-7F была создана на базе ракеты «Спарроу» 3 AIM-7E (рис. 2). Внешние размеры и конфигурация новой ракеты такие же, как и у ее предшественницы: длина 3700 мм, диаметр 203 мм, размах крыла около 900 мм. При сохранении габаритов все основные узлы ракеты AIM-7F разработаны заново. Вес ее примерно на 20 кг. больше веса ракеты AIM-7E.

Запуск управляемой ракеты «Спарроу» 3 АIМ-7F с истребителя F-15
Рис. 2. Запуск управляемой ракеты «Спарроу» 3 АIМ-7F с истребителя F-15

В системе наведения и в других электронных схемах ракеты все электровакуумные лампы заменены твердотельными элементами, что, по заявлению американских специалистов, привело к значительному увеличению надежности ракеты, уменьшению объема и веса бортовой аппаратуры. Благодаря этому стало возможным укомплектовать ракету большей боевой частью (вес боевой части увеличен примерно на одну треть) и более мощным твердотопливным двигателем. Максимальная дальность стрельбы ракеты AIM-7F превышает максимальную дальность ракеты AIM-7E почти вдвое. Сообщается, что она может применяться в любых метеорологических условиях и запускаться со стороны как задней, так и передней полусферы цели.

Первоначально ракету AIM-7F предполагалось принять на вооружение в конце 60-х годов. Однако в ходе испытаний были вскрыты некоторые недостатки в её конструкции, что потребовало проведения доработок и дополнительных испытаний. Разработка ракеты практически завершилась лишь в конце 1973 года. После проведения испытаний по проверке ее боевых возможностей было решено в 1975 году начать крупносерийное производство этой ракеты.

В настоящее время фирма «Рейтеон», создавшая ракету «Спарроу» 3 AIM-7F, ведет ее дальнейшее совершенствование. В частности, разрабатывается комбинированная (радиолокационная плюс инфракрасная) система наведения. По мнению американских специалистов, такая система наведения ракеты повысит ее помехозащищенность.

Ракеты большой дальности стрельбы

По взглядам командований ВВС и ВМС США, наличие ракет большой дальности стрельбы на вооружении истребителей позволит расширить их боевые возможности по обеспечению ПВО охраняемых объектов. Первоначально в США работы по созданию таких ракет велись по нескольким программам в 50-х годах. Однако из-за встретившихся технических трудностей все программы на различных этапах были аннулированы. Повторная попытка создания ракет большой дальности стрельбы была предпринята в 60-х годах (ракеты «Фалкон» AIM-47A и AIM-54A).

Ракета «Фалкон» AIM-47A разрабатывалась по заказу ВВС США. Летные испытания её проводились в конце 60-х годов на экспериментальном истребителе-перехватчике YF-12A. Построена она по нормальной аэродинамической схеме, имеет твердотопливный двигатель. Эта ракета может быть оснащена обычной или ядерной боевой частью. Система наведения комбинированная: радиолокационная на начальном и среднем участках траектории, инфракрасная на конечном участке. По сообщениям иностранной печати, разработка ракеты была закончена в начале 70-х годов.

Ракета «Феникс» AIM-54А (рис. 3) принята на вооружение авиации ВМС в 1973 году. Основным ее самолетом носителем является палубный истребитель F-14А. Стартовый вес ракеты свыше 400 кг, длина около 4000 мм, диаметр 380 мм, размах крыла 914 мм. Корпус ракеты изготовлен из алюминиевого сплава и покрыт теплоизоляционным материалом.

Управляемая ракета «Феникс» АIМ-54А, подвешенная под крылом самолета F-111BРис. 3. Управляемая ракета «Феникс» АIМ-54А, подвешенная под крылом самолета F-111B

Система наведения комбинированная и состоит из полуактивной радиолокационной импульсно-доплеровской системы, работающей по отраженным от цели сигналам самолетной РЛС на начальном и среднем участках траектории, и активной радиолокационной импульсно-доплеровской системы самонаведения, включающейся в работу на удалении ракеты от цели около 16 км. Самонаведение ракеты на конечном участке траектории с помощью активной радиолокационной системы позволяет атаковать цели со стороны задней и передней полусфер в простых и сложных метеорологических условиях.

На истребитель F-14A в зависимости от решаемых им задач может быть подвешено до шести таких ракет. На самолете установлена бортовая система управления оружием AN/AWG-9. В ее состав входят импульсно-доплеровская РЛС обнаружения и сопровождения цели дальностью обнаружения целей более 300 км, инфракрасная станция дальностью обнаружения целей по их инфракрасному излучению до 160 км, быстродейсвующая цифровая ЭВМ, пульт управления и индикаторные устройства отображения данных. Кроме того, эта система управления имеет специальный блок, с помощью которого производится автоматический контроль исправности как самой системы, так и ракет, находящихся на борту истребителя.

Поступающие от целей отраженные сигналы обрабатываются бортовой ЭВМ, которая производит автоматический выбор очередности поражения целей. Информация о целях и целесообразной очередности их поражения отображается на экране индикатора, установленного в кабине оператора.

Кроме ракет «Феникс», истребитель F-14A может нести в различных комбинациях ракеты «Спарроу», «Сайдвиндер» или «Эджайл». С помощью бортовой системы управления AN/AWG-9 можно вести одиночную стрельбу этими ракетами, а все шесть ракет «Феникс» могут быть пущены сразу по шести различным целям.

В настоящее время ракеты «Феникс» поступают в авиационные части и подразделения ВМС США и, по сообщениям иностранной печати, будут состоять на вооружении до конца 80-х годов.

Как сообщает иностранная печать, в США у появилось новое направление в развитии ракетного оружия класса «воздух — воздух» — создание ракет с пассивными радиолокационными головками самонаведения. Первой из них является ракета «Бразо», которая представляет собой модифицированную ракету «Спарроу», оснащенную пассивной радиолокационной головкой самонаведения.

В 1974 году в США было проведено несколько пусков ракет «Бразо» по управляемым мишеням, снабженным источниками радиолокационного излучения, имитирующими излучение самолетных РЛС. По сообщениям иностранной прессы, испытания прошли успешно. В 1975 году планируется выполнить еще несколько пусков ракет «Бразо» и на этом закончить программу экспериментальных испытаний этой ракеты.

Сообщения иностранной печати последних лет свидетельствуют о том, что на основе опыта ведения воздушных боев во Вьетнаме и на Ближнем Востоке в США совершенствуются существующие и разрабатываются новые ракеты класса «воздух—воздух». Основное внимание при этом обращается на увеличение маневренности, надежности, на расширение диапазонов применения ракет, а также на автоматизацию их пуска и наведения на цель.

Добавить комментарий