Империалисты при подготовке к новым агрессивным войнам большое внимание уделяют созданию современной боевой техники, к которой, в частности, относится истребитель F-15A американской фирмы «Макдоннелл-Дуглас». самолёт был сконструирован исключительно для решения задач завоевания превосходства в воздухе. Сейчас ими вооружаются авиационные части ВВС США.

К разработке истребителя F-I5A приступили не случайно. Она, подчёркивалось в зарубежной печати, началась после того, как американское командование во время грязной войны США во Вьетнаме пришло к выводу, что успешные боевые действия сухопутных войск можно вести только при условии превосходства в воздухе, в завоевании которого основную роль должны играть маневренные воздушные бои.

В зарубежной печати публиковалось немало данных, характеризующих самолёт с точки зрения ведения им боев на различных высотах. В последнее время для расширения рынка сбыта дорогостоящего самолёта F-15A фирма-изготовитель начала рекламировать также его возможности по поражению наземных объектов. Информация об этом, полученная главным образом в процессе лётных испытаний, часто давалась в иностранной печати в разрозненном виде, и в ней подчёркивались прежде всего положительные стороны действий самолёта. Поэтому к этой информации следует относиться критически.
Ниже и краткой форме рассматриваются возможности истребителя »Игл» по ведению воздушных боев и нанесению ударов по наземным целям.

Ведение воздушных боев

По многим своим тактико-техническим данным самолёт F-15A (рис. 1) сравнивается с находящимся на вооружении ВВС США истребителем F-4E 2. Это не случайно, поскольку последний считался за рубежом (до появления F-15A) лучше других приспособленным для борьбы с воздушным противником. Уже в требованиях, предъявляемых к самолёту F-15A при его создании, было сказано, что он по маневренным свойствам, скороподъёмности и времени разгона должен превосходить истребитель F-4E в два раза.

Истребитель F-15A ВВС США несёт три подвесных топливных бака и две УР «Спарроу»
Рис. 1. Истребитель F-15A ВВС США несёт три подвесных топливных бака и две УР

Иностранные военные специалисты считают, что высокая тяговооружённость, малая нагрузка на крыло и совершенная система управления оружием дают истребителю преимущества в воздушном противоборстве с другими современными истребителями.

Тяговооружённость истребителя F-15A, по данным зарубежной прессы, больше единицы. Она обеспечивается за счёт высокой тяги двух турбореактивных двух контурных двигателей F100-PW-100 фирмы «Пратт-Уитни» {тяга каждого около 7000 кг без форсажа и 11300 кг с форсажем) и сравнительно небольшого нормального взлётного веса 18 150 кг (на 3180) кг меньше, чем у самолёта F-4E). Последнего показателя удалось добиться благодаря использованию при изготовлении планера сплавов алюминия и титана, композиционных и других материалов, а также многофункциональных конструктивных элементов, которые воспринимают нагрузку на всех стадиях полёта, начиная со взлета и кончая посадкой.

Для своего веса истребитель имеет большие размеры. По длине он превосходит «Фантом» на 0,6 м, по размаху крыла — на 0,9 м. площадь его крыла равна 56,2 кв.м. Поэтому удельная нагрузка на крыло всего около 270 кг/кв.м, что намного меньше, чем у большинства существующих истребителей. В процессе лётных испытаний были достигнуты перегрузки от -3 до +9, при этом напряжении в основных силовых элементах конструкции составили всего 85% предельно допустимых.

Система управлении оружием истребителя включает доплеровскую импульсную РЛС AN/APG-63, предназначенную для обнаружения и сопровождения воздушных целей на значительных дальностях, на больших и малых высотах, а также на фоне земли. Режимы работы системы выбираются с помощью кнопок и переключателей, расположенных на рычаге управления двигателем (рис. 2) и ручке управления самолётом. Это даёт возможность лётчику сближаться с целью и атаковать её, не отрываясь от пилотирования истребителя.

Размещение органов управления РЛС и оружием на рычаге управления двигателем
Рис. 2. Размещение органов управления РЛС и оружием на рычаге управления двигателем: 1 — регулятор установки угла места антенны; 2 — кнопка целеуказателя; 3 — кнопка радиолокационного запросчика; 4 — переключатель выбора типа оружия для поражения целей (на средних дистанциях — УР «Спарроу», на малых — УР или пушка)

На ручке управления самолётом помещена кнопка «захвата» ближней маневренной воздушной цели, находящейся на расстоянии не более 18,5 км. При нажатии кнопки могут быть два режима работы РЛС. Одни из них, называемый в американской литературе «борсайт», возникает тогда, когда РЛС захватывает первую цель, появившуюся на линии прицеливания, которая обозначается на индикаторе на лобовом стекле 1976 11 «перекрестием». Его рекомендуется использовать тогда, когда в секторе обзора находится несколько отметок самолётов противника. Другой режим, называемый «суперсёрч», имеет место при захвате первой цели, вошедшей в сектор обзора индикатора на лобовом стекле.

При захвате цели лётчик запрашивает её по системе опознавания. В случае получения ответного сигнала «свой» сопровождение её автоматически прекращается. Во время сопровождения цели вся информация о ней, включая командную метку, метку цели, дальность до цели, скорость сближения, диапазон дальностей стрельбы выбранной УР и отметку момента пуска, отображается на индикаторе на лобовом стекле. Здесь же воспроизводится символ («квадрат») на месте ожидаемого появления цели.

По сообщениям зарубежной печати, учебные пуски УР «Сайдвиндер» с прицеливанием по индикатору на лобовом стекле осуществлялись на расстоянии 3,7 км от цели.

В кабине пилота (в верхнем левом углу приборной доски) имеется индикатор вертикального обзора, представляющий собой экран электронно-лучевой трубки.

С помощью данных, отображающихся на индикаторе вертикального обзора, лётчик находит нужную цель, а после её захвата получает информацию о её полёте. Рекомендуется на выбранном масштабе дальности вести поиск цели во всем диапазоне высот.

В то время, когда РЛС следит за целью, на индикаторе выдаются данные о ней: высота, скорость относительно земли, курс, дальность, ракурс, скорость сближения и перегрузки. Скорость относительно земли и значение перегрузки используются лётчиком для определения типа атакуемого самолёта. Большая скорость и высокие перегрузки показывают, что цель — истребитель. При захвате цели лётчик нажимает кнопку «запрос». Если цель отвечает на «запрос», то на индикаторе вертикального обзора появляется символ «ромб».

Во время перехвата воздушной цели на средних дистанциях лётчик может пользоваться данными как экрана вертикального обзора, так и индикатора на лобовом стекле. Учебные пуски УР «Спарроу» средней дальности, как об этом сообщалось в зарубежной печати, производились с расстояния 37 км от цели. Для выполнения дальнего перехвата, боевого патрулирования и других задач, связанных с длительным пребыванием в воздухе, на самолёт подвешиваются три подвесных топливных бака по 2270 л или два несбрасываемых контейнера «Фаст пэк» по 2900 л. Продолжительность полёта с тремя подвесными баками составляет 5 ч 30 мин.

Чтобы иметь представление о возможностях истребителя F-15A вести маневренный воздушный бой, необходимо рассмотреть следующие его лётные характеристики, о которых сообщалось в иностранной печати.

Маневр в горизонтальной плоскости

По этой характеристике истребитель F-15A намного превосходит самолёт F-4E. Результаты лётных испытаний, опубликованные в иностранной печати, были следующими. На высоте 9140 м и скорости М=1,3 самолёт F-15A делает установившийся разворот на максимальной тяге с перегрузкой 4,3, a F-4E — 3,5. Если скорость уменьшается до М=0,9, то такие развороты выполняются истребителем F-15A с перегрузкой 3 на тяге боевого бесфорсажного режима, а F-4E — 2,7 на максимальной тяге. На меньшей высоте разница в их возможностях возрастает. Так, на высоте 3000 м и скорости М=0,9 самолёт F-15A делает установившийся разворот с перегрузкой 6 на боевом бесфорсажном режиме, а F-4E — с перегрузкой 5 и только на максимальном форсаже. С перегрузкой 5 первый истребитель может выполнять установившийся разворот с разгоном.

Маневрирование скоростью — важная характеристика самолёта при ведении воздушного боя, полёте в строю и дозаправке топливом в воздухе, На самолёте F-15A оно обеспечивается за счёт хорошей приемистости двигателей. В зарубежной печати приводился такой пример: на высоте 9600 м самолёт на форсажном режиме со скорости М=0,9 выходил на скорость М=1,1 через 10 с.

Максимальная скорость самолёта (без внешних подвесок) на высоте 12 000 м составляет 2650 км/ч, а на высоте 300 м — 1470 км/ч. Для уменьшения скорости полёта при выполнении боевой задачи или при заходе на посадку используется тормозной щиток, установленный за фонарём кабины. Посадочная скорость самолёта 220 км/ч, скорость отрыва при взлёте 260 км/ч.

Скороподъёмность

Высокая тяговооружённость позволяет самолёту набирать высоту на сверхзвуковой скорости. Например, иностранная печать писала, что истребитель F-15A, имея на борту 4047 кг топлива, развивал скорость набора высоты до 198 м/с. Он начинал выполнять фигуру «иммельман» с высоты 1500 м на скорости 555 км/ч и заканчивал на высоте 4050 м и скорости 590 км/ч.

В целях увеличения скороподъёмности при перехвате воздушных целей и улучшения разгона на самолёте F-15A могут быть установлены ракетные ускорители, размещённые в двух несбрасываемых контейнерах «Фаст пэк». Последние прикрепляются под крылом к боковым поверхностям фюзеляжа, образуя с ним аэродинамически одно целое. Тяга каждого ускорителя 2720 кг.

Опубликованные на страницах английского журнала «Флайт» результаты учебных маневренных воздушных боев истребителя F-15A с самолётами F-4E, F-5E, F-106, Т-38, А-4 убедительно доказывают его преимущество над ними. Из 221 воздушного боя 87% закончились в пользу самолёта F-15A, 12% были прерваны из-за того, что одна из противоборствующих сторон вышла за пределы ограничений, накладываемых полигонными условиями.

Наиболее показательными были бои между самолётами F-15A и перехватчиком F-106. В ходе 33 атак (из них 17 выполнялись на встречных курсах) истребитель F-15A имел возможность осуществить 11 пусков УР «Спарроу», 29 УР «Сайдвиндер» и 14 раз имитировать стрельбу из пушки, в то время как F-106 ни разу не мог занять выгодную позицию для использования бортового оружия.

При перехвате высокоскоростных целей самолёт F-15A поражал ракетами «Спарроу» воздушную мишень , летевшую на высоте 21 640 м со скоростью М=2,7.

Практиковались также перехваты целей, летящих на малой высоте. Некоторые из них, по сообщениям иностранной печати, уничтожались на высоте 150 м.

Нанесение ударов по наземным целям

При выполнении этой второстепенной задачи самолёт, как полагают представители фирмы «Макдоннелл-Дуглас», может нести одновременно с УР класса »воздух-воздух» и авиабомбы.

Как сообщалось в зарубежной печати, фирма провела серию испытаний истребителя F-15A в полигонных условиях для выявления его боевых возможностей по доставке боеприпасов к цели и опубликовала некоторые их результаты. Специалисты фирмы считают, что самолёт сможет действовать и в качестве истребителя-бомбардировщика.

Соответствующая конструкция узлов подвески топливных баков позволяет подвешивать бомбы, а система управления оружием вместе с инерциальной навигационной системой обеспечивает прицельное бомбометание по наземным целям.

Под фюзеляжем и на два внутренних узла подвески консолей крыла рекомендуется подвешивать авиабомбы, а на два внешних узла — контейнеры с аппаратурой РЭБ (самолёт также имеет бортовую аппаратуру РЭБ).

Электронное оборудование самолёта дает возможность лётчику выполнять бомбометание в ручном и автоматическом режимах. Во время испытаний истребитель загружался разнообразными боеприпасами (см. таблицу). Управление им осуществлялось с помощью электронно-механической системы, которая обеспечивает большую устойчивость полёта самолёта при прицеливании по наземным целям.

При бомбометании в ручном режиме на индикаторе на лобовом стекле непрерывно отображается линия разрывов. Лётчику необходимо наложить её на цель и в момент совмещения перекрестия с целью произвести сброс бомб. При этом способе выдерживаются небольшие углы пикирования.

В автоматическом режиме бомбы сбрасываются на больших углах пикирования. Момент сброса бомб вычисляется бортовой ЭВМ по данным наклонной дальности до целя, воздушной скорости и угла пикирования самолёта, а также по заранее введённым в неё баллистическим данным боеприпасов. Б английском журнале «Флайт» приводились следующие сведения о точности бомбометания с самолёта F-15A в автоматическом режиме, При углах пикирования самолёта 30-600 и наклонных дальностях до цели 4620-4860 м круговая вероятная ошибка составляла 5 мрад, то есть 50%, боеприпасов ложилось п круг диаметром 28,2 м.

Варианты подвески боеприпасов на самолёт и условия их сброса

Таким образом, информация, появляющаяся на страницах иностранной печати, свидетельствует о том, что истребитель F-15A имеет более высокие лётно-технические данные по сравнению с другими самолётами такого же класса, находящимися на вооружении капиталистических стран. Командование ВВС США возлагает большие надежды на эти всепогодные самолёты при выполнении ими задач по завоеванию и удержанию превосходства в воздухе в будущих войнах. Оно планирует использовать их в комбинации с лёгкими истребителями F-16A, которые скоро начнут поступать в строевые части.

Добавить комментарий