Задачи, возлагаемые на авиацию ПВО, в иностранной военной печати формулируются следующим образом:
- уничтожение одиночных или групп самолётов противника, вторгшихся в воздушное пространство стран НАТО;
- прикрытие с воздуха «мёртвых» зон, которые не защищены зенитными средствами или образовались в результате уничтожения противником некоторых позиций ЗУР;
- защита с воздуха отдельных направлений или районов своей территории.
Свои задачи экипажи боевых самолётов ПВО решают путём перехвата воздушных целей, под которым иностранные военные специалисты понимают выход самолёта на заданную или обнаруженную экипажем цель для её опознавания и уничтожения (в случае необходимости).
Боевые самолёты ПВО
Боевые самолёты ПВО в иностранной печати, как правило, называют истребителями-перехватчиками или просто перехватчиками. В ряде ВВС европейских стран НАТО для выполнения задач ПВО привлекаются обычные истребители, оснащённые соответствующим оружием, или некоторые модернизированные многоцелевые тактические истребители. Их иногда именуют истребителями ПВО. Они действуют, как правило, в простых метеорологических условиях.
Истребителями-перехватчиками за рубежом считаются самолёты F-106 «Дельта Дарт» (рис. 1), F-101 «Вуду», F-102 «Дельта Даггер» (США), «Лайтнинг» F.3 и F.6 (Великобритания). К истребителям, которые привлекаются для перехвата воздушных целей и для этого вооружаются соответствующим оружием, относятся: F-5A (Греция, Турция), F-101G (Нидерланды, Дания, Бельгия, Норвегия). Примерами многолецевых тактических истребителей, которые были модернизированы для целей ПВО, являются самолёты «Мираж» F1-С (Франция), F-4E «Фантом» 2 (США). На них устанавливаются или двигатели большей мощности, или стартовые ускорители, или специальные системы, позволяющие автоматически выходить на цель и вести стрельбу из оружия.
Рис. 1. Звено истребителей-перехватчиков F-106 в полёте
Отличие истребителя-перехватчика от истребителя, как считали раньше зарубежные военные специалисты, состояло в следующем. Первый не обязательно должен был обладать высокими манёвренными характеристиками. В основном ему отводилась роль носителя ракет класса «воздух—воздух». От него требовалось действовать в любых метеорологических условиях, днём и ночью, выходить на цель без сложных манёвров и поражать её главные образом на догоне на возможно больших дальностях от прикрываемого объекта или территории.
Истребитель же обычно уничтожает цель в ближнем воздушном бою на сравнительно небольшом расстоянии от прикрываемого объекта или группы самолётов.
Однако опыт войн во Вьетнаме, а также на Ближнем Востоке показал, что воздушные бои, начинавшиеся с пусков ракет с дальних дистанций, нередко перерастали в ближние манёвренные. Многие управляемые ракеты не достигали цели из-за ограничений по перегрузке и широкого применения всевозможных средств РПД. Поэтому в дальнейшем у самолётов, используемых в качестве истребителей-перехватчиков, улучшались манёвренные характеристики, бортовая аппаратура и оружие.
Так, в ФРГ появился самолёт F-4F американского производства, который по сравнению с самолётом F-4E имеет большую манёвренность и обладает большим тактическим радиусом. На истребителе F-104G была усилена прочность конструкции, увеличена эффективность действия бортового электронного оборудования и вооружения.
Командование ВВС США для перехвата воздушных целей предполагает применять истребители F-14 «Томкэт» и F-15 «Игл», которые созданы для завоевания превосходства в воздухе. Считается, что для этого на них потребуется сделать незначительные доработки.
Судя по сообщениям зарубежной печати, в настоящее время на континентальной части США числится около 350 истребителей-перехватчиков в командовании воздушно-космической обороны (самолёты F-106) и в ВВС национальной гвардии (F-101, F-102 и F-106). К середине 1976 года планируется снять с вооружения самолёты F-102 и оставить самолёты F-106 «Дельта Дарт» и F-101 «Вуду». Предполагается, что истребители-перехватчики F-106 будут эксплуатироваться до середины 80-х годов.
Командование США считает, что сокращение количества истребителей-перехватчиков никоим образом не говорит об ослаблении сил ПВО, поскольку в случае необходимости эту роль будут выполнять истребители тактического авиационного командования. ВВС Канады имеют на вооружении около 50 истребителей-перехватчиков CF-101B.
В Западной Европе в объединенной системе ПВО НАТО находится около 600 истребителей ПВО, включая четыре американские авиационные эскадрильи самолётов F-4E. В составе французских ВВС насчитывается более 120 истребителей-перехватчиков «Мираж» F1, «Мираж» 3C и «Супер Мираж» 4-B2.
По мнению американских военных специалистов, действия истребителей-перехватчиков будут наиболее эффективны в глубоком тылу своих войск, а также над территорией противника за пределами досягаемости своих наземных огневых средств ПВО. В последнем случае они могут длительно воздействовать на противника по всему маршруту его полёта.
Западногерманский журнал «Труппенпраксис» подчеркивал, что экипажи истребителей-перехватчиков должны уметь выполнять задачи на всех высотах их полёта, вплоть до практического потолка. Наибольший успех в наведении самолётов на воздушные цели достигается тогда, когда оно ведется непрерывно с наземных центров управления. При выходе из строя таких центров команды наведения могут поступать с постов наведения и оповещения по каналам радиотелефонной связи. Если это осуществить невозможно, то экипажи обязаны вести поиск воздушных целей самостоятельно в определённой зоне воздушного пространства и на заданных высотах. Считается, что в последнем случае шансы на обнаружение воздушных целей весьма ограничены.
Органы управления перехватом
На континентальной части США используются шесть центров управления автоматизированной системы «Сейдж» и три «Бюик». В настоящее время в США происходит объединение военных и гражданских центров управления авиацией. Предполагается создать четыре районных оперативных центра управления вместо шести центров управления автоматизированной системы «Сейдж».
В объединённой системе ПВО НАТО в Европе руководством наведения самолётов на цели занимаются центры управления и оповещения.
По сообщениям иностранной печати, для расширения возможностей управления авиацией, в том числе и наведения, в США разрабатывается система «Авакс». Самолёты, оборудованные этой системой, способны обнаруживать воздушные цели задолго до момента регистрации их наземными РЛС. Экипаж самолёта, опознав цель, может вызвать истребители-перехватчики и навести их на неё.
Выполнение перехвата
Вылет на перехват осуществляется из положения «дежурство на аэродроме (авианосце)» или «дежурство в воздухе». Может также применяться самостоятельный поиск противника в воздухе.
Перехват из положения «дежурство на аэродроме» считается наиболее оптимальным в расходовании сил и средств. Его рекомендуется применять тогда, когда истребители успевают взлететь, сблизиться с целью и уничтожить её на подступах к прикрываемым войскам или объектам (на заданных рубежах перехвата) ещё до применения воздушным противником средств поражения.
В зарубежной печати сообщалось, что часть экипажей истребителей-передатчиков стран НАТО несет круглосуточное дежурство на аэродромах. Они могут находиться в 5- или 15 минутной готовности к вылету (для дежурных экипажей истребителей-перехватчиков Великобритании установлена 5- и 10-минутная готовность).
Перехват из положения «дежурство в воздухе» заключается в том, что при появлении воздушного противника истребители из зон дежурства направляются ему навстречу и атакуют его.
Дежурство в воздухе организуется в случае, если истребители не успевают перехватить противника на заданном рубеже из положения «дежурство на аэродроме» или по каким-либо причинам невозможно получить своевременную информацию о нем.
Самостоятельный поиск противника экипажи ведут с помощью бортовых радиолокационных средств и визуально. Поиск обычно организуется в тех районах и на тех высотах воздушного пространства, которые не просматриваются наземными РЛС. Для ориентировки экипажам может даваться по радио общая информация о воздушной обстановке: вероятное местонахождение противника, характер его действий, количество целей и т. п.
Во время перехвата центры управления наводят истребитель на цель до момента обнаружения или захвата её бортовой РЛС. После этого экипаж истребителя атакует цель самостоятельно, занимая соответствующую позицию и соблюдая дальность пуска УР или ведения огня из пушек.
Начало атаки зависит от дальности обнаружения и захвата цели бортовой РЛС (в настоящее время она колеблется в пределах 40 — 90 км), а рубеж пуска ракет выбирается исходя из их дальностей стрельбы (для УР «Сайдвиндер» максимальная дальность равна 15 км, а для «Спарроу» — 25 км).
По мнению иностранных специалистов, самолёт противника может быть атакован: с хвоста, спереди, с траверса или на встречно-пересекающихся курсах. Выбор направления атаки зависит от многих факторов, и прежде всего от положения цели относительно перехватчика в момент встречи, а также от оружия, установленного на нём.
В зарубежной печати приводился следующий пример выполнения тренировочного задания экипажем самолёта F-106 по перехвату воздушной цели, летящей на большой высоте на дозвуковой скорости (рис. 2)
Рис. 2. Схема перехвата (на встречном курсе) воздушной цели, летящей на большой высоте (1 и 2 — лучи бортовой РЛС при обзоре и захвате цели, пояснение других обозначений дается в тексте)
Обнаружив и опознав воздушного «противника» (рис. 2, а), центр управления передал команды на взлёт истребителей (рис. 2, б). Взлёт самолёта, вооруженного двумя УР «Фалкон» AIM-4F, проходил на форсажном режиме. На скорости 350 км/ч перехватчик оторвался от ВПП. Форсаж был выключен при скорости 460 км/ч. Затем, достигнув скорости 750 км/ч, самолёт начал быстро набирать высоту (рис. 2, в), увеличивая скорость до 950 км/ч. После этого он перешел в горизонтальный полёт. Летчик установил радиосвязь с центром управления (рис. 2, г). Далее команды на самолёт поступали по телеметрической линии. На бортовом индикаторе все время высвечивались данные (курс, воздушная скорость, высота), которыми летчик руководствовался для вывода самолёта на «противника» (цель). Одновременно с этим летчик получал информацию о нём (курс, скорость, высоту, а также дальность до него и азимут).
На картографическом индикаторе пилот видел положение своего самолёта относительно цели и определял метод перехвата. Когда отметка цели находилась на соответствующей высоте и дальности, летчик снял предохранитель системы управления оружием, выбрал соответствующий сектор обзора РЛС и направил антенну на воздушного «противника» (рис. 2.д), который летел на встречном курсе на высоте 12000 м (расстояние до него было 50 км). Атака велась методом «Снэп-ап», предусматривающим быстрое сближение с «противником» с последующей атакой его снизу на встречном курсе. Для этого летчик включил форсаж, и самолёт быстро перешел на сверхзвуковую скорость. Когда цель находилась в 5° левее осевой линии самолёта, бортовая РЛС захватила её (рис. 2, е). После этого пилот связался с центром управления и начал самостоятельно выполнять заключительную стадию атаки (управление самолётом может осуществляться автоматически или вручную). Выбрав на экране индикатора РЛС масштаб дальности «26 км», летчик наблюдал за отметкой цели.
На расстоянии от «противника» примерно 22 км (его превышение над атакующим самолётом в иностранной печати не сообщалось) начался выход перехватчика на рубеж пуска ракет. Направление на цель выдерживалось совмещением командного индекса с центральной маркой индикатора. Самолёт был переведён в резкий набор высоты. Внешнее кольцо дальности на экране индикатора начало сужаться, и, когда оно достигло размеров кольца дальности пуска, ракета автоматически сошла с направляющих (рис. 2, ж). На индикаторе появился сигнал, извещающий, что ракета стартовала. Затем самолёт выполнил маневр для выхода из атаки (рис. 2, з). Возвращение истребителя-перехватчика на авиабазу происходило также по командам с центра управления.
Если воздушный «противник» во время атаки ставил помехи, то летчик включал бортовую РЛС в режиме сопровождения по помехе и станция повторно захватывала цель. В этом случае автоматически производился пуск другой ракеты.
Примерно такая же схема перехвата высотных целей, как отмечается в иностранной печати, присуща и для других типов истребителей-перехватчиков. Характерным для них является взлет на форсажном режиме, стремительное сближение с целью и быстрая атака.
По признанию американских летчиков, атака воздушных целей методом «Снэп-ап» является наиболее сложной и её отработке уделяется большое внимание.
Для отражения массированного налёта противника, как сообщалось в иностранной печати, истребители ПВО предполагается вводить в бой тремя эшелонами: первый — из зон дежурства в воздухе (за тыловой границей зон поражения огнем ЗУР «Хок» первой полосы); второй — с аэродромов из пятиминутной готовности (в 100—120 км от линии фронта); третий — из 15 минутной готовности. При этом наведение группы на воздушную цель будет осуществляться по ведущему.
Боевая подготовка
Командование НАТО уделяет большое внимание повышению боеготовности экипажей истребителей-перехватчиков. С этой целью проводятся регулярные проверки авиационных частей и подразделений ПВО, организуются соревнования и учения.
Для повседневной тренировки истребители-перехватчики F-106, например, используют полигон на авиабазе Тиндалл (штат Флорида). Каждая эскадрилья этих самолётов ежегодно в течение недели ведет там воздушные стрельбы. Кроме того, ежедневно экипажи самолётов проводят учебно-тренировочные перехваты целей, летящих на больших и малых высотах с применением средств РПД.
Командование НАТО, помимо индивидуальных тренировок летчиков, организует ежегодные учения, во время которых решаются задачи противовоздушной обороны войск и объектов силами истребительной авиации. Например, в 1974 году такими учениями были «Крэк форс» и «Казино кэш».