После второй мировой войны авиационная промышленность большинства стран Западной Европы находилась в большой зависимости от . На вооружении ВВС этих стран, особенно участниц агрессивного блока , состояли в основном самолёты американского производства. В последние годы, стремясь избавиться от поставок из США оружия и военной техники, в том числе самолётов, некоторые из них разрабатывают и производят боевые самолёты самостоятельно или совместно с другими странами. Примером таких совместных разработок являются самолёты (, и ), ( и Великобритания), (Франция и ФРГ).

Большой опыт постройки самолётов имеет авиапромышленность Франции, которая создала семейство самолётов различного назначения. Как сообщает зарубежная печать, в настоящее время во Франции разрабатывается новый многоцелевой самолёт, которому первоначально было дано обозначение ACF. В последнее время в иностранной печати его все чаще называют «Супер Мираж». Сообщается также, что в будущем им планируется заменить большинство самолётов «Мираж». Поступление его на вооружение ВВС Франции намечается на 80-е годы.

При разработке самолёта «Супер Мираж» французские специалисты широко используют опыт создания всех машин семейства «Мираж», особенно последних экспериментальных образцов — «Мираж» G и «Мираж» G8 фирмы «Дассо». «Мираж» G совершил свои первый полёт в 1967 году. В 1971 году был построен самолёт «Мираж» G8-01 с крылом изменяемой геометрии, a в 1972 году — «Мираж» G8-02. Зарубежная печать сообщала, что в ходе испытаний экспериментальные самолёты развивали скорость М=2,2—2,35.

В 1973 году, после утверждения командованием ВВС Франции тактико-технических требований к самолёту «Супер Мираж», фирма «Дассо» приступила к изготовлению первого опытного образца, лётные испытания которою планируется начать в 1976 году. Сообщается, что в ближайшее время фирма приступит к постройке второго опытного образца самолёта.

Многоцелевой всепогодный тактический истребитель «Супер Мираж» предназначен для решения следующих боевых задач: завоевания превосходства в воздухе, изоляции района боевых действий и ведения тактической воздушной разведки. Сообщается, что он, возможно, будет выполнять также задачи непосредственной авиационной поддержки сухопутных войск. Исходя из этого, самолёт планируется выпускать в трех вариантах: двухместный истребитель-бомбардировщик (максимальным взлетный вес 24—25 т.), одноместный истребитель-перехватчик (около 20 т.) и двухместный разведывательный самолёт (24-25 т.).

Аэродинамическая форма истребителя «Супер Мираж» почти такая же, как у «Мираж» G8: моноплан с высокорасположенным неподвижным стреловидным крылом и однокилевым оперением. По сообщению иностранной печати, «Супер Мираж» — это первый французский самолёт, в конструкции которого будут широко применены титановые сплавы. Общий вид самолёта показан на рис. 1.

Общий вид самолёта «Супер Мираж»
Рис. 1. Общий вид самолёта «Супер Мираж»

В результате испытаний вышеназванных экспериментальных самолётов и изучения опыта, полученного при создании истребителя «Миpaж» F1, а также анализа данных по эксплуатации в США самолётов F-111 с крылом изменяемой геометрии французские специалисты пришли к выводу, что наиболее целесообразно самолёт «Супер Мираж» строить с крылом неизменяемой геометрии, угол стреловидности которого по передней кромке около 55°. Они считают, что такое крыло проще по конструкции, дешевле и надёжнее. Кроме того, оно почти на 10% легче крыла с изменяемом геометрией. Высокое расположение крыла выбрано для того, чтобы обеспечить возможность подвески под него различного вооружения, топливных баков, контейнеров с разведывательной аппаратурой. Сильно развитая механизация крыла (предкрылки, закрылки и интерцепторы), по мнению французских специалистов, позволит получить хорошие лётные характеристики самолёта.

На самолёте «Супер Мираж» планируется установить два двухконтурных турбореактивных одновальных двигателя М-53 фирмы «СНЕКМА» (рис. 2). Предполагается, что они обеспечат максимальную скорость полета М = 2,5, а в дальнейшем до М = 3. Однако отмечается, что переход к скорости, соответствующей числу М = 3, потребует существенных технических доработок двигателей и, возможно, некоторых узлов конструкции самолёта.

Турбореактивный двигатель М-53 фирмы «СНЕКМА»
Рис. 2. Турбореактивный двигатель М-53 фирмы «СНЕКМА»

Разработка двигателя М-53 ведется с 1967 года, испытания первого опытного образца были начаты в феврале, а второго — в августе 1970 года. В ноябре того же года начались испытания двигателя с форсажной камерой. К середине 1974 года испытывались уже 12 двигателей М-53, один из которых с июля 1973 года на летающей лаборатории (самолёт «Каравелла»). В конце 1974 года фирма приступила к летным испытаниям этих двигателей на истребителе «Мираж» F1.

По данным зарубежной печати, двигатель М-53 имеет следующие основные характеристики: максимальная тяга с включением форсажного режима 8500 кг (без включения 5600 кг), удельный расход топлива на форсажном режиме 2,08 кг/кг*ч (без форсажа 0,8/ кг/кг*ч), длина 4840 мм, диаметр 1040 мм, вес сухого двигателя 1420 кг.

В зависимости от выполняемых задач самолёт «Супер Мираж» может быть вооружен 30-мм авиационными пушками, авиабомбами, управляемыми ракетами. На разведывательный вариант самолёта предполагается установить РЛС бокового обзора, аэрофотоаппараты и ИК разведывательную аппаратуру.

самолёт «Супер Мираж» намечается оборудовать комплексной системой навигации и управления оружием, обеспечивающей выполнение боевых задач на всех скоростях и высотах его полета. В эту систему войдут: бортовая цифровая ЭВМ, многофункциональная РЛС, лазерный дальномер, инициальная система и доплеровская навигационная аппаратура. Сообщается, что многофункциональная РЛС будет иметь дальность действия около 100 км, работать в режимах «воздух—воздух» и «воздух—земля» и обеспечивать селекцию движущихся целей. Самолёты всех вариантов планируется снабдить средствами постановки активных и пассивных помех.

Командование ВВС Франции проявляет большую заинтересованность в создании перспективного боевого самолёта «Супер Мираж» и намерено закупить в период 1980—1985 годов около 200 таких самолётов. По мнению французских специалистов, этот самолёт будет дешевле новейших американских истребителей F-14 и F-15. Его расчётная стоимость, по данным на 1974 год, составляет около 50 млн. франков. Фирма «Дассо» всячески рекламирует самолёт «Супер Мираж» и предполагает экспортировать его в 80-х годах в те страны, которые в настоящее время имеют на вооружении французские самолёты «Мираж» 3.

Добавить комментарий