В милитаристских приготовлениях стран — участниц агрессивного блока большое место отводится профессиональному обучению командиров всех степеней, офицеров штабов, управлений министерств и других военных учреждений.

Как сообщалось в зарубежной печати, профессиональное обучение охватывает широкий круг вопросов, в число которых входят стратегии, управление войсками в сложной боевой обстановке, организация взаимодействия войск, тактика, система национальной безопасности страны, штабная работа, средства ведения войны, деятельность правительственных и военных учреждений, социальные и экономические проблемы и т. п. При этом особое внимание уделяется идеологической обработке офицеров, чтобы сделать их послушными проводниками антинародной империалистической политики. Основу её составляют реакционные идеи, пропитанные антисоветизмом и антикоммунизмом.

Актуальность совершенствования офицерами профессиональных знании непрерывно повышается в связи с тем, что на вооружении строевых частей появляются новая боевая техника, сложное бортовое оборудование и оружие, а также автоматизированные системы управления войсками. Для подготовки высококвалифицированных и «политически благонадёжных» офицерских кадров в ВВС основных капиталистических стран (например, , Великобритании, Франции и ) существует специально организованная система их профессионального обучения, о которой и пойдёт речь ниже.

Судя по сообщениям иностранной печати, в этих странах офицерский состав авиации получает высшее профессиональное образование в военно-учебных заведениях ВВС и объединённых военно-учебных заведениях — общих для всех видов вооружённых сил, а также на всевозможных курсах повышения квалификации.

Военно-учебные заведения ВВС для профессиональной подготовки офицеров в Великобритании, Франции и ФРГ подчиняются командованиям подготовки кадров, а в ВВС США они объединены в университет ВВС, который по своему значению приравнивается к командованию. Эти учебные заведения дают профессиональное образование младшим и старшим офицерам (кроме офицеров в звании полковник), которые могут использоваться на командных, штабных и им равных должностях в подразделениях и частях, в штабах соединений, объединений, командований ВВС, а также в управлениях военных министерств и ведомств.

Объединённые военно-учебные заведения вооружённых сил предназначаются для подготовки офицеров (генералов), которые займут руководящие и ответственные посты в министерствах обороны, других военных учреждениях, главных штабах, а также высшие командные должности.

По данным иностранной печати, в системе получения офицерами высшего профессионального образования можно условно выделить подготовку первой, второй и третьей степени, каждая из которых в разных странах имеет свои специфические особенности, заключающиеся в методике преподавания, ограничениях по возрасту, сроков обучения и т. п. Каждая степень повышает квалификацию офицера.

Подобная система позволяет, по мнению зарубежных специалистов, отбирать и выдвигать на должности перспективных офицеров, сокращать время освоения ими своих обязанностей и специальностей, подробно знакомить их с новыми достижениями в развитии стратегии, тактики и боевой техники. Отбор слушателей на учёбу проводится в строго индивидуальном порядке. При этом учитываются их умственные и физические способности, желание служить, опыт работы и преданность буржуазным идеалам

Подготовка первой и второй степени проходит главным образом в военно-учебных заведениях ВВС, а третьей — в объединённых военно-учебных заведениях вооружённых сил.

Подготовку первой степени получают младшие офицеры, имеющие воинские звания до капитана. Эта наиболее многочисленная категория офицерского состава обучается в школах, колледжах и курсах повышения квалификации. Выпускники занимают командные и штабные должности в авиаэскадрильях, служат в штабах частей и соответствующих им военных организациях.

К числу учебных заведений подготовки первой степени в ВВС США, например, относится школа офицеров, которую ежегодно оканчивает около 2400 человек, Великобритании — авиационный колледж, Франции — штабная школа, а ФРГ — курсы повышения квалификации. Окончившие курсы в ФРГ перед назначением на должность сдают ещё квалификационные экзамены.

Набор в эти учебные заведения происходит из числа опытных офицеров-лётчиков, имеющих выслугу четыре — десять лет и возраст до 35 лет. Продолжительность обучения три — семь месяцев.

Программа подготовки весьма разнообразна. В частности, в США и ФРГ она включает изучение тактики воздушного боя, основ руководства и управления подразделениями, авиационной техники, систем управления-теории вероятности и математической статистики, методики планирования полётов, а также отработку боевых, отчётных и административных документов, ведущихся в эскадрилье в минное и военное время.

Занятии проводятся в группах (по 10—12 человек) в форме лекции, семинаров и самостоятельной работы. Значительное место отводится физической подготовке и спорту.

Подготовку второй степени проходят старшие офицеры в званиях до подполковников. Она отличается большей специализацией по сравнению с подготовкой первой степени, так как проходящий её офицерский состав тесно связан с непосредственным планированием и проведением боев и операций, а также организацией взаимодействия с другими родами войск.

Поэтому в некоторых капиталистических странах (США и Великобритании) существует несколько учебных заведений подготовки второй степени, которые могут принадлежать ВВС или быть общими для всех видов вооружённых сил. Такими учебными заведениями в США являются военно-воздушный колледж и командно-штабной колледж (оба принадлежат ВВС); Великобритании — национальный колледж обороны (общий для всех видов вооружённых сил), штабной колледж и командный колледж (ВВС); Франции — высшая школа ВВС; ФРГ — штабная академия и при ней курсы по повышению квалификации старших офицеров (общие). Как известно из иностранной печати, в ряде национальных учебных введений учится офицерский состав и других стран НАТО.

Окончив вышеуказанные учебные заведения, офицеры проходят службу в штабах ВВС, авиационных командований, воздушных армий, крыльев (эскадр), авиационных групп, а также в управлениях командующих и министерствах ВВС. Их могут также назначать на должности командиров подразделении (эскадрилий) и частей (крыльев, эскадр).

В военно-учебные заведения подготовки второй степени принимаются перспективные офицеры в званиях майор (в некоторых странах капитан), подполковник с выслугой 9 — 14 лет на офицерских должностях (в зависимости от страны) и имеющие возраст не более 32 лет (ФРГ), 37 (США), 39 () и 40 лет (). В них слушатели изучают социальные системы различных государств, их военные доктрины, строительство и перспективы развития ВВС, планирование боев и операций, управление авиацией, оперативную работу штабов, тактику, организаций) боевых действий авиации на ТВД.

Основными формами занятий являются лекции, групповые дискуссии, конференции, семинары и учения. Немалое место в учебном процессе отводится практическим тренировкам совместно со слушателями учебных заведений сухопутных войск и ВМС. На них отрабатываются планирование и организация взаимодействия авиации с сухопутными войсками и ВМС, изучается порядок применения боевой техники и оружия в условиях ядерной войны и другие вопросы. Срок обучения (в зависимости от страны) колеблется от трёх месяцев до двух лет.

По оценке иностранных специалистов, подготовку второй степени проходят 15—18% офицерского состава ВВС. Так, командно-штаб-ной колледж ВВС США в начале 70-х годов ежегодно выпускал около 2300 человек.

Подготовка третьей степени распространяется на старших офицеров и генералов в возрасте до 50 лет. Она организуется в США в национальном военном колледже, штабном колледже и промышленном колледже; Великобритании — в королевском колледже обороны, Франции — институте высших исследований национальной обороны, в центре высших военных исследований; ФРГ — академии вооружённых сил.

В их стенах повышают квалификацию высшие командные и штабные руководящие кадры, в том числе и ВВС, для занятия ответственных постов в военных министерствах, штабах командований, видов вооружённых сил, соединений и объединений, в объединённых штабах вооружённых сил НАТО и других военных ведомствах, а также должностей командиров соединений и командующих объединениями. Некоторые офицеры и генералы после совершенствования своих знаний возвращаются на прежнюю службу.

В программы объединённых военно-учебных заведений включается изучение: экономики и политики основных стран мира, военной стратегии, структуры и вооружения ВВС и их задач в операциях, способы ведения авиацией самостоятельных боевых действии, взаимодействие её с сухопутными войсками и ВМС, управления в военное время авиационными соединениями и объединениями, материально-технического обеспечения войск и других вопросов.

Продолжительность обучения разная: в США — 10 месяцев, Франции и ФРГ — два года, Великобритании год.

Слушатели от ВВС в объединённых военно-учебных заведениях составляют 25—35% общего количества обучающихся.

Таким образом, как показывают данные зарубежной печати, профессиональная подготовка каждой степени занимает в основном непродолжительное время. Это достигается за счёт того, что в военно-учебные заведения ВВС допускаются лица, имеющие высокий уровень общего, специального или военного образования, полученного ими в военных колледжах, школах и в гражданских высших учебных заведениях, а в объединённые военно учебные заведения отбираются наиболее подготовленные и способные офицеры, успешно прошедшие подготовку первых двух степенен и с положительной стороны зарекомендовавшие себя во время службы в строевых частях и соединениях.

Помимо всего, программа обучения в военно-учебных заведениях составлена так, чтобы слушатели изучали только дисциплины, усвоение которых поможет им квалифицированно выполнять служебные обязанности. Из учебных планов, например, исключены общеобразовательные дисциплины, лётная практика, стажировка и отпуска.

Короткие сроки способствуют тому, что слушатели за время пребывания в стенах учебного заведения не утрачивают лётных навыков и после учёбы могут быстро восстановить боеготовность на новой должности.

Такая система обучения, как подчёркивает зарубежная печать, имеет и определённые недостатки. В частности, из-за узости программ и малых сроков обучения офицеров на конкретном уровне в некоторых странах они назначаются на более высокую должность только после прохождения переподготовки. Это ведёт к увеличению финансовых затрат. Упоминаются и определённые трудности в организации учебного процесса. Поэтому за рубежом все больше пишут о необходимости создания централизованной системы профессиональной подготовки офицерского состава.

Добавить комментарий