В настоящее время эта отрасль характеризуется высоким уровнем технологии производства, развитой научно-технической базой и высокоорганизованной системой специализации и кооперирования. В выпуске авиационной продукции в США участвует свыше 530 тыс. человек, из них около 290 тыс. человек занято в производстве самолетов и вертолетов, примерно 150 тыс. человек — авиационных двигателей, остальные — вспомогательного оборудования.
В последнее десятилетие наибольший стоимостный объем продажи военной авиационной продукции (свыше 11 млрд. долларов) имел место в 1968 году, когда наблюдался особый размах боевых действий американских вооруженных сил в Юго-Восточной Азии. В последующие годы произошло некоторое уменьшение производства военных самолетов и двигателей к ним, ежегодная стоимость которых в 1971 — 1974 годах составляла около 8 млрд. долларов. Затем наметился некоторый подъем военного авиационного производства, связанный главным образом с модернизацией авиационного парка американских вооруженных сил и завершением программ разработки ряда новейших боевых самолетов и вертолетов.
Значительная часть продукции авиационной промышленности США направляется на экспорт, суммарный объем которого в период 1970— 1974 годов возрос почти вдвое и составил в 1974 году около 7 млрд. долларов. В общей продаже авиационной техники за границу около 25% занимает военная продукция, причем наряду с поставками новых образцов самолетов и вертолетов наблюдается тенденция к сбыту имеющихся запасов устаревших моделей авиационной техники в развивающиеся страны.
На разработку и закупку военной авиационной техники министерству обороны США ежегодно ассигнуются крупные суммы, составляющие около трети средств, выделяемых на создание всех видов боевой техники.
Основными образами военной авиационной техники, находящимися в производстве или завершающей стадии разработки, являются: для ВВС — стратегический бомбардировщик В-1, истребители F-15, F-16 и F-111, штурмовик А-10 и самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления Е-ЗА; для ВМС и морской пехоты — истребитель F-14, палубные штурмовики А-6Е и А-7Е, самолет радиоэлектронной борьбы (РЭБ) ЕА-6В, палубный противолодочный самолет S-3A. базовый патрульный самолет Р-ЗС, самолет дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) Е-2С, вертолеты общего назначения UH-1N и огневой поддержки AH-1J; для сухопутных войск — многоцелевой вертолет UH-1II и вертолет огневой поддержки АН-IS, вооруженный ПТУРС «Тоу».
Значительные средства расходуются на создание стратегического бомбардировщика В-1. Головная фирма по его разработке — «Рокуэлл интернэшнл», К настоящему времени на проведение НИОКР, а также па изготовление и испытания трех опытных образцов самолета ассигновано уже 3 млрд. долларов. В 1976/77 финансовом году планировалось выделить свыше 1 млрд. долларов на подготовку производственной базы и выпуск первых трех серийных бомбардировщиков (из 241 предусмотренного программой). Эти фонды могут быть израсходованы лишь в случае положительного решения о начале серийного производства, которое предполагалось принять в конце 1976 года после проведения испытаний опытных образцов. По сведениям иностранной печати, на программу разработки и производства бомбардировщиков планируется затратить 21,5 млрд. долларов, что примерно в два раза превышает первоначальную оценку расходов.
Стоимость В-1 с учетом расходов на НИОКР составляет почти 90 млн. долларов. Поставки первых серийных образцов бомбардировщика намечаются на 1979 год, а завершение производства — во второй половине 80-х годов.
К созданию тактического истребителя F-15 приступили в 1969 году (фирма «Макдоннелл-Дуглас»). В серийном производстве самолет находится с 1974 года. По мнению военного руководства США, вместе с разрабатываемым легким истребителем F-16 он должен стать основой истребительной авиации ВВС США в 80-х годах.
Всего предусматривается закупить около 730 самолетов F-15. По данным зарубежной прессы, стоимость самолета превысит 15 млн. долларов, а всей программы разработки и производства — 11 млрд. долларов.
К началу 1976/77 финансового года на эту программу было ассигновано в общей сложности около 6,2 млрд. долларов. На 1976/77 год Пентагон запросил примерно 1,4 млрд. долларов на закупку 108 самолетов. Завершение поставок истребителей F-15 в ВВС страны ожидается в 1981 году. В настоящее время авиационный завод в Сент-Луис (штат Миссури), как сообщает иностранная печать, выпускает шесть таких машин в месяц.
Создание легкого истребителя F-16 велось с 1972 года на конкурсной основе фирмами «Нортроп» и «Дженерал дайнэ- микс». В январе 1975 года после проведения испытаний опытных образцов предпочтение было отдано самолету YF-16 (фирмы «Дженерал дайнэмнкс»), который и был выбран для дальнейшей разработки нового легкого истребителя ВВС, получившего обозначение F-16.
Командование ВВС США планирует закупить 650 машин указанного типа. Кроме того, заключено соглашение с четырьмя западноевропейскими странами (Бельгией, Нидерландами, Норвегией и Данией) о продаже им около 350 самолетов F-16. Соглашением предусматривается участие названных стран в производстве этих истребителей. Фирма «Дженерал дайнэмикс» рассчитывает продать еще 500 таких самолетов союзникам США по блоку НАТО, а также другим странам. Стоимость F-16 составит около 6 млн. долларов.
На программу создания истребителя F-16 по бюджету министерств обороны уже выделено 407 млн. долларов. На 1976/77 финансовый год Пентагон запросил на эту программу около 620 млн. долларов, в том числе 311 млн. на закупки 16 серийных самолетов, 259 млн. на проведение доработок и испытаний и 50 млн. на изготовление первой партии запасных частей.
Самолет F-111 в серийном производстве находился с 1967 года (фирма «Дженерал даннэмикс»). К настоящему времени все заказы на изготовление этих самолетов выполнены. Всего было выпущено 567 самолетов различных модификации, в том числе 76 стратегических бомбардировщиков FB-111. Общая стоимость программы создания самолета F-l 11 превысила 7 млрд. долларов.
В настоящее время «Дженерал дайнэмикс» ведет разработку стратегического бомбардировщика FB-111H на случай, если выполнение программы производства бомбардировщика В-1 будет прекращено из-за его высокой стоимости.
Кроме того, по заказу министерства обороны сейчас на базе истребителя F-111 создается самолет радиоэлектронной борьбы. Всего на эти цели предполагается израсходовать около 6,30 млн. долларов. К концу 1976/77 финансового года предполагается завершить все НИОКР по данной программе Стоимость модифицированного самолета, получившего обозначение FF-111 А, составит около 10 млн. долларов.
Штурмовик А-10 (головной разработчик и производитель — фирма «Фэрчайлд рипаблик») является современным самолетом непосредственной авиационной поддержки сухопутных войск. ВВС США планируют закупить более 730 таких самолетов.
К началу 1976/77 финансового года на эту программу было ассигновано около 1 064 млн. долларов. На 1976/77 год министерство обороны запросило 618 млн. долларов, в том числе 13 млн. на завершение НИОКР, а остальные на закупки 100 самолетов. По оценке американских специалистов, на программу разработки и производства штурмовиков А-10 предполагается затратить примерно 3,2 млрд. долларов. Стоимость самолета составит 4.3 млн. долларов. В 1978 году планируется довести темп выпуска штурмовиков на заводе фирмы «Фэрчайлд рипаблик» в Хагерстаун (штат Нью-Йорк), как сообщает зарубежная печать, до 20 машин в месяц. Завершить поставки всех самолетов намечается в 1981 году.
Самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления Е-ЗА строится на заводе фирмы «Боинг» в Сиэтл (штат Вашингтон) на базе транспортного самолета Боинг 707-320В. Для ВВС США предусматривается приобрести 25 самолетов. Кроме того, ожидается, что европейские страны НАТО закупят шесть—девять таких самолётов. Закупочная стоимость самолета около 80 млн. долларов. Сейчас выделены средства на приобретение десяти машин, первые из которых поступят на вооружение ВВС страны в конце 1976 года. В 1976/77 финансовом году планируется закупить еще шесть самолетов (на эти цели запрашивается около 427 млн. долларов).
К разработкам палубного истребителя F-14 в США приступили в 1968 году (фирма «Грумман»), программой предусматривается закупить 403 самолета для ВМС США. Стоимость всей программы составляет примерно 8,5 млрд. долларов, а одного самолета — около 20 млн. долларов. Кроме того, заключено соглашение о поставке 80 самолетов этого типа для ВВС Ирана.
К началу 1976/77 финансового года на разработку и производство истребителя было ассигновано 5.6 млрд. долларов, в том числе 1,1 млрд. на НИОКР и свыше 4,5 млрд. на приобретение 279 самолетов (включая 12 опытных и предсерийных образцов). На текущий бюджетный год на закупки еще 36 самолетов министерство обороны намерено получить около 700 млн. долларов.
Завершить поставки этих истребителей для авиации ВМС планируется в 1981 году. Сейчас завод в Калвертон (штат Нью-Иорк) выпускает шесть таких машин в месяц.
Палубный штурмовик А-6Е находится в серийном производстве с 1971 года (головной изготовитель — фирма «Грумман»). Планами командования ВМС предусматривается закупить 96 указанных самолетов, после чего производство их планируется прекратить. В дальнейшем будет проводиться только модернизация устаревших палубных штурмовиков А-6А. К середине 1975 года бы то выпущено около 70 новых и модернизировано примерно 100 самолетов.
Палубный штурмовик А-7Е находится в производстве с 1969 года (фирма «Линг-Томко-Воут»). ВМС США планируют до 1980/81 финансового года закупить более 690 таких самолетов. Общая стоимость программы разработки и производства штурмовика А-7Е составляет 2,8 млрд. долларов.
Самолеты РЭБ ЕА-6В производятся фирмой «Грумман» с 1969 года. ВМС США планируют к 1979/80 финансовому году закупить 90 машин этого типа (по шесть самолетов в год). Общая стоимость программы разработки и производства самолетов ЕА-6В составляет 1,7 млрд. долларов.
Палубный противолодочный самолет S-3A разрабатывался фирмой «Локхид» в период 1968—1973 годов. До 1975/76 финансового года ВМС закупили 187 самолетов. Общая стоимость программы закупки 3,3 млрд. долларов, а одного самолета — около 18 млн. В 1976/77 году намечено приобрести первую партию транспортных самолетов US-3A (12 машин), созданных на базе S-3A и предназначенных для доставки грузов на борт авианосцев.
Базовый патрульный самолет Р-3С в серийном производстве находится с 1968 года (фирма «Локхид»). Он имеет более совершенную радиоэлектронную и акустическую аппаратуру по сравнению с устаревшими самолетами Р-3А и Р-3В. Стоимость серийного образца составляет примерно 1-1 млн. долларов. К началу 1975/76 финансового года на поставки 142 самолетов ассигновано свыше 1,5 млрд. долларов. Сейчас авиация ВВС уже имеет около 140 таких машин. На 1975/76—1976/77 бюджетные годы на приобретение 27 самолетов Р-ЗС запрашивается 464 млн. долларов. На заводе фирмы «Локхид» в Бербанк (штат Калифорния) выпускается ежегодно около 12 самолетов. Всего планируется закупить 241 самолет Р-ЗС.
Самолет ДРЛО Е-2С производится фирмой «Грумман» с 1971 года. Командование ВМС США намерено закупить 64—67 машин. К середине 1975 года заводом в Бетпейдж (штат Нью-Йорк) выпущено 30 самолетов. В дальнейшем предусматривается изготовлять ежегодно шесть таких машин и завершить программу производства в 1981 году.
С целью повышения боевой эффективности вертолетов огневой поддержки фирма «Белл» в настоящее время оснащает 290 вертолетов АН-1G установками для ПТУРС «Тоу» (модернизированный вертолет получил наименование AH-1Q). Кроме того, планируется выпустить 305 вертолетов АН-IS, вооруженных ПТУРС «Тоу» и имеющих более мощный двигатель. На 1976/77 финансовый год на закупку 82 указанных вертолетов запрашивается 114 млн. долларов.
По программе создания современного вертолета огневой поддержки для морской пехоты предусматривается оснастить существующие вертолеты AH-1J ПТУРС «Тоу», а также установить на них более мощные двигатели. После переоборудования вертолет получит обозначение АH-1T, Предполагается также начать производство новых вертолетов АH-1T. На реализацию этой программы министерство обороны США запрашивает на 1975/76—1976/77 годы 103 млн. долларов.
Для ВМС США продолжаются закупки многоцелевых вертолетов UH-IN. В 1975/76— 1976/77 годах на приобретение 42 машин этого типа намечено ассигновать около 57 млн. долларов.
Многоцелевой истребитель F-5E производится фирмой «Нортроп» с 1972 года (главным образом на экспорт). Заинтересованность в этом самолете проявили ВВС более 10 стран. Экспортные заказы составили уже свыше 500 машин. Стоимость самолета примерно 3 млн. долларов. В середине 1975 года их выпуск на заводе в Хоторн (штат Калифорния) доведен до 16 машин в месяц. Разработан также двухместный учебно-тренировочный вариант этого самолета, получивший обозначение F-5F. Он имеет примерно такие же тактико-технические характеристики и бортовые системы вооружения, что и одноместный вариант F-5E. Всего планируется изготовить около 200 самолетов F-5F (стоимость каждого около 3 млн. долларов).
Руководство вооруженных сил США уделяет серьезное внимание разработке новых образцов авиационной техники. В настоящее время ведутся работы по созданию легкого палубного истребителя F-18, среднего военно-транспортного самолета с укороченным взлетом и посадкой (по программе AMST), армейских вертолетов различного назначения и противолодочного вертолета системы «Лэмпс».
Планами ВМС США предусматривается закупить 800 самолетов F-18, 500 из которых намечается построить в варианте истребителя, а 300—в варианте штурмовика (А-18). Предполагается, что самолеты обоих вариантов будут иметь одинаковые планер и двигатель, но разные радиоэлектронное оборудование и вооружение. Стоимость всей программы разработки и производства 800 самолетов составит 7—8 млрд. долларов, а одного самолета — около 6 млн. долларов. На 1976/77 год на продолжение НИОКР Пентагон запрашивает около 350 млн. долларов. Поступление первых самолетов на вооружение авиации ВМС и морской пехоты ожидается в 1982 году.
Средний транспортный самолет с укороченным взлетом и посадкой разрабатывается с 1973 года на конкурсной основе фирмами «Боинг» и «Макдоннелл-Дуглас», которые должны построить по два прототипа и провести их лётные испытания, Для продолжения работ по этой программе на 1976/77 финансовый год запрашивается около 30 млн. долларов. Летные испытания четырех прототипов намечается провести в 1976— 1977 годах. После этого должно быть принято решение о производстве самолетов.
С 1972 года по программе UTTAS фирмы «Боинг» и «Сикорский» разрабатывают многоцелевой вертолет. В соответствии с контрактом они обязаны построить по четыре опытных образца и провести летные испытания. По данным зарубежной прессы, министерство обороны США планирует закупить примерно 1100 указанных вертолетов. Стоимость всей программы разработки и производства составит, по оценке американских специалистов, 4 млрд. долларов, а серийного образца — 1,5 млн. К началу 1976/77 финансового года на создание вертолета ассигновано более 350 млн. долларов. На 1976/77 год на продолжение работ запрашивается около 213 млн. долларов, из которых 138 млн. долларов предполагается направить на закупки 15 вертолетов и запасных частей к ним, а 75 млн. — на НИОКР.
Вертолет огневой поддержки ААН разрабатывается на конкурсной основе фирмами «Белл» и «Хьюз». К началу 1976/77 финансового года на программу ассигновано около 200 млн. долларов. На продолжение работ по созданию вертолета в 1976/77 годах намечается выделить почти 112 млн. долларов. Всего планируется закупить 472 вертолета. Поставки в войска первых серийных образцов ожидаются в 1979 году.
Разрабатываемый противолодочный вертолет системы «Лэмпс» МкЗ значительно расширит, по мнению американского военного руководства, возможности флота по обнаружению и борьбе с подводными лодками и надводными кораблями противника. В 1975/76— 1976/77 бюджетных годах на программу создания вертолета предусматривается ассигновать около 111 млн. долларов. Завершить ее намечается к началу 80-х годов.
Таким образом, приведенные выше данные свидетельствуют о том. что, следуя курсом агрессивных военных приготовлений, американские милитаристы продолжают наращивать ударную мощь своих вооруженных сил. При этом большое внимание уделяется постоянному развитию и совершенствованию авиации, призванной, по мнению военного руководства США, сыграть важную роль в современной войне.