Считается, что для этого необходимо создавать такие средства разведки. которые способны в минимальное время обнаружить, опознать, определить местоположение объектов противника с требуемой точностью, а также обеспечить быструю обработку и наглядность отображения разведывательной информации.
как сообщалось в зарубежной печати, в недалёком прошлом разведывательная информация, получаемая с помощью пилотируемого самолёта, обрабатывалась и доводилась до заинтересованных инстанций, как правило, после его посадки (за исключением визуального наблюдения, данные которого передавались с борта самолёта по радио). Разработка, внедрение и постоянное совершенствование наземных средств обработки позволили значительно сократить время между посадкой самолёта и готовностью разведывательной информации к анализу и передаче её в штабы. Однако, как считают иностранные специалисты, в современных условиях такой путь обработки информации не соответствует требованиям обеспечения существующих и тем более перспективных средств поражения, так как он занимает много времени, в течение которого объект разведки вполне может сменить своё местонахождение, кроме того, значительно повышаются требования к достоверности сведений и точности определения места расположения обнаруженного объекта.
В иностранной печати отмечается, что решение этих проблем идет в нескольких направлениях, важнейшим из которых является совершенствование и дальнейшее развитие летательных аппаратов, их разведывательного оборудования, а на этой основе и новых способов ведения воздушной разведки, систем обработки и отображения разведывательной информации.
Среди самолётов-разведчиков тактической авиации США и некоторых других стран—участниц НАТО наиболее высокие характеристики имеет самолёт RF-4E. Он оснащён аэрофото-аппаратами (АФА), радиолокационным, инфракрасным разведывательным оборудованием, комплексное использование которых значительно повышает эффективность выполнения задач в различных условиях обстановки и увеличивает достоверность полученной информации. Широкое распространение получил разведывательный самолёт RF-5A (рис. 1).
Рис. 1. Тактический самолёт-разведчик RF-5A
Для ведения воздушной разведки на поле боя и в ближайшей тактической глубине противника предназначен лёгкий самолёт OV-1B «Мохаук», состоящий на вооружении армейской авиации США. Кроме АФА, позволяющих производить плановое и перспективное воздушное фотографирование с малых высот, самолёт может нести одно из следующих средств разведки: радиолокационную станцию бокового обзора, телевизионную, инфракрасную или лазерную аппаратуру.
В планах военного руководства НАТО для ведения воздушной разведки предусматривается широкое использование тактических истребителей «Ягуар», для взлёта и посадки которых требуются небольшие грунтовые площадки, а также самолётов с вертикальным взлётом и посадкой «Харриер». По мнению натовских специалистов, применение этих самолётов сократит время реакции (от постановки задач до получения разведывательной информации) за счёт небольшого удаления аэродромов их базирования от объектов разведки. Кроме того, многие другие самолёты тактической авиации, в частности истребители F-15, F-16, «Мираж» F1 (рис. 2), «Торнадо» и им подобные, помимо выполнения основных задач, будут привлекаться для ведения воздушной разведки.
Рис. 2. Французский тактический истребитель «Мираж» F1
Особый интерес у иностранных военных специалистов вызывает идея использования беспилотных разведывательных самолётов.
Как указывалось в зарубежной печати, одним из основных самолётов-разведчиков, состоящих на вооружении стран—участниц агрессивного блока НАТО, является AN/USD-1. Он предназначен для ведения разведки объектов, расположенных в тактической глубине, с помощью АФА и ИК аппаратуры.
Значительно больший радиус действия имеет беспилотный разведывательный самолёт AN/BQM-34A, который запускается в воздухе со специально оборудованного самолёта-носителя DC-130. Кроме АФА и ИК оборудования, он может нести телевизионную систему, а получаемую разведывательную информацию передавать по радиоканалу на борт самолёта-носителя или на наземный командный пункт.
В последнее время за рубежом уделяется большое внимание развитию специальных технических средств для обработки фотоплёнки на борту самолёта-разведчика и передачи полученной разведывательной информации на наземные приёмные пункты. Широкое применение подобной аппаратуры, по мнению иностранных специалистов, даст возможность получить информацию с разведывательных самолётов почти в реальном масштабе времени.
Иностранные специалисты не сбрасывают со счетов и ведение разведки путём визуального наблюдения, повышая её эффективность за счёт рационального использования новейших оптических систем, обеспечивающих лётчика визуальной информацией, возможностью определения места самолёта в любой момент с достаточной точностью с помощью современных навигационных систем.
Разрабатываемые в настоящее время в США шлемные системы индикации позволят наблюдать изображение разведываемого объекта на полупрозрачном отражателе шлема при помощи коллиматорной оптической системы и, практически не отрывая внимания лётчика от приборной доски, измерять положение линии визирования на него. В этом случае наличие на Сорту самолёта-разведчика автоматической нзвигационной системы создаёт условия для машинного расчёта места расположения наблюдаемого объекта.
Как указывает американский журнал «Электроникс», реальная точность одной из таких навигационных систем равна примерно 0,1% пройденного самолётом расстояния. В вычислитель этой системы, который непрерывно рассчитывает местоположение самолёта, вводится следующая исходная информация: путевая скорость и угол сноса {от бортовой доплеровской аппаратуры), курс. Индикация текущего места самолёта осуществляется с помощью подсвечиваемого перекрестия, перемещающегося (по сигналам вычислителя) под листом аэронавигационной карты. Кроме того, для определения координат самолёта-разведчика и обнаруженных им объектов может использоваться спутниковая система радионавигации «Транзит», которая, по заявлению американского журнала «Эр форс», обеспечивает очень высокую точность (до 30 м).
Одним из наиболее распространённых методов ведения разведки является воздушное фотографирование. Иностранные специалисты считают. что по достоверности, объёму и качеству содержащейся на аэрофотоснимках информации воздушное фотографирование пока не имеет себе равных. Однако отмечаются и некоторые его недостатки:
- трудно и не всегда можно получить изображение замаскированных и скрытых объектов;
- качество изображения зависит от метеорологических условий и состояния атмосферы; определённые ограничения накладывает ночь, так как в этих условиях необходимо искусственное освещение; длительное время, затрачиваемое на дешифрирование аэрофотоснимков.
Основными направлениями дальнейшего развития средств воздушного фотографирования, по мнению зарубежных специалистов, являются: повышение качества применяемых фотоматериалов, уменьшение времени обработки экспонированной фотопленки на борту самолёта, унификация и миниатюризация аэрофотоаппаратов, внедрение систем передачи полученных изображении на наземные приёмные пункты с последующей их дешифровкой при помощи ЭВМ.
Американские специалисты считают возможным в недалёком будущем использование для фиксации изображения электронного метода (вместо существующего фотохимического). Зафиксированное этим методом изображение в дальнейшем может быть считано при помощи сканирующего электронного луча и передано на наземный пункт для последующего автоматизированного дешифрирования, что значительно сократит время прохождения информации.
За рубежом изучаются возможности создания и других систем передачи фотоизображений с борта самолёта-разведчика на наземные пункты обработки.
По данным иностранной печати, для повышения эффективности обнаружения естественной или искусственной маскировки, а также для усиления контраста малозаметных объектов и изучения их качественных характеристик будет шире применяться одновременное воздушное фотографирование в разных зонах спектра с последующим спектрозональным (многоспектральным) дешифрированием, а с помощью лазеров можно использовать методы голографии для получения трёхмерного изображения объектов.
В последние годы широкое распространение в воздушной разведке получили радиолокационные станции бокового обзора (РЛС БО). За рубежом считают, что создание РЛС БО — одно из наиболее важных достижений, повышающих возможности воздушной разведки при выполнении задач в условиях отсутствия визуальной видимости объектов, а также до начала ведения военных действий, когда можно получить разведывательную информацию о противнике, не вторгаясь в его воздушное пространство, а лишь выполняя полёты вдоль государственной границы.
Самолёты-разведчики тактической авиации НАТО вначале оснащались РЛС БО AN/APQ-102. Она устанавливалась на самолётах RF-4C и RF-4E и позволяла вести воздушную разведку объектов на удалении от линии пути самолёта до 8 км (с высоты 750 м) и до 80 км (15000 м), а также обеспечивала наблюдение на фоне местности слабоконтрастных движущихся целей.
Полученное с помощью этой РЛС изображение местности фотографировалось с экрана станции на фотоплёнку, которая обрабатывалась на земле. Как указывалось в зарубежной печати, на анализ результатов воздушной разведки затрачивалось значительное время.
Дальнейшее развитие и совершенствование РЛС БО привело к тому, что на самолёте RF-4E была установлена модифицированная станция бокового обзора с довольно высокой разрешающей способностью (до 20 м). Ширина просматриваемой с её помощью полосы местности с каждого борта самолёта, по данным иностранной печати, составляет 30—40 км, а способность станции работать в режиме селекции движущихся целей позволяет выделить те, скорость перемещения которых более 5 км/ч. Разведываемая местность и объекты на ней отображаются на фотоплёнке в условном виде с последующей передачей по радиоканалу на наземную приёмную станцию. Для воспроизведения на земле радиолокационного изображения местности применяется специальный коррелятор, состоящий из устройства считывания и цифрового устройства обработки данных.
Подобный принцип получения изображения и передачи его на землю используется в радиолокационной системе боковою обзора AN/UPD-2, включающей РЛС БО AN/APS-94, передатчик данных AN/AKT-16 (устанавливаются на самолёте-разведчике армейской авиации OV-1B «Мохаук») и наземную приемную станцию AN/TKQ-1.
В настоящее время, как сообщает зарубежная печать, в капиталистических странах ведутся работы по созданию РЛС БО с лучшей разрешающей способностью, совершенствованию системы передачи и обработки информации, снижению веса оборудования и его габаритов.
Большие возможности выявления объектов по их тепловому контрасту, которыми не располагает ни один другой вид разведывательной аппаратуры, привлекли внимание иностранных специалистов к инфракрасной технике. Они считают, что применение ИК аппаратуры для воздушной разведки позволит обнаруживать даже хорошо замаскированные автомобили, танки, артиллерийские орудия и другие цели.
Зарубежные специалисты считают, что хотя осадки, туман и густая дымка понижают дальность обнаружения целей с помощью ИК систем, но и в подобных условиях объекты могут быть обнаружены на дальностях в пять-шесть раз больших, чем при визуальном наблюдении. Способность просматривать местность сквозь дымку и туман, а также ночью является, по их мнению, основным преимуществом ИК разведывательной аппаратуры.
В иностранной печати описано несколько ИК систем, отличающихся друг or друга основными характеристиками, весом и габаритами. Так, например, в Великобритании разработана ИК система с линейным сканированием, предназначенная для разведки наземных и надводных целей с пилотируемых и беспилотных самолётов-разведчиков. Угол захвата станции 140°. Воспринимаемые приёмником сигналы усиливаются и записываются на видеомагнитиой ленте для последующей передачи их по радио на землю. На тактическом самолёте-разведчике ВВС ФРГ RF-4E имеется ИК аппаратура AN/AAS-18, состоящая из следующих элементов: объектива с вращающейся призмой (угол захвата 120′), приёмника, усилителя-преобразователя, электронно-лучевой трубки и фотоаппарата.
Кроме ИК станций, устанавливаемых на самолётах-разведчиках. за рубежом разработаны ИК системы различных типов, оборудование которых размещается в подвешиваемых под самолётами контейнерах. Такие системы, по мнению иностранных специалистов, значительно расширяют боевые возможности штатных самолётов-разведчиков и позволяют эффективнее использовать для ведения воздушной разведки другие самолёты тактической авиации.
В связи с продолжающимся насыщением войск и пунктов управления радиоэлектронными средствами непрерывно возрастает роль воздушной радиотехнической разведки. Зарубежные специалисты считают, что её результаты позволят не только определить характеристики излучений средств с целью последующего создания им противодействия, но и прогнозировать построение боевых порядков, а также расположение крупных пунктов управления и других военных объектов.
Весьма высоко оценивая значение радиотехнической разведки, командования вооружённых сил капиталистических стран уделяют постоянное внимание совершенствованию качества и увеличению количества технических средств, необходимых для её ведения, использованию их в комплексе с другими средствами, что, как сообщает зарубежная печать, в целом должно повысить возможности воздушной разведки.
Важную роль иностранные военные специалисты отводят развитию телевизионной разведывательной аппаратуры, которая позволит передавать полученную информацию в реальном масштабе времени. Для оснащения разведывательных самолётов, вертолётов и других летательных аппаратов в странах НАТО уже есть значительное количество такой аппаратуры. Например, для установки на самолёты тактической авиации созданы станции AN/UXD-1 и AN/AVQ-10 (аппаратура размешается в подвесных контейнерах). Станция AN/UXD-1 обеспечивает получение изображений местности на экране расположенной в кабине самолёта электронно-лучевой трубки, которая имеет разрешающую способность около 2000 линий, а при записи на фотоплёнку на наземном приёмном пункте — 6000 линий.
По мнению зарубежных специалистов, усилить эффективность воздушной разведки с применением телевизионной аппаратуры, кроме совершенствования телевизионных устройств (повышение чувствительности, разрешающей способности и другие), можно путём использования ЭВМ для дешифрирования полученных изображений, современных устройств (систем) отображения, а также за счёт передачи разведывательной информации в реальном масштабе времени.
Все более широкое распространение в ВВС стран НАТО получают лазерные системы воздушной разведки. В середине 70-х годов в США было проведено ночное испытание лазерной системы воздушной разведки AN/AVD-1. Выли получены изображения местности, разрешающая способность которых сравнима с разрешающей способностью дневных аэрофотоснимков. В настоящее время в США и других капиталистических странах ведутся работы по совершенствованию имеющихся и созданию новых лазерных систем воздушной разведки.
Например, в США модифицируется аппаратура для передачи с борта самолёта RF-4C данных разведки (в виде изображения), полученных с помощью лазерной системы AN/AVD-2. Для оборудования вертолётов армии США разработан усовершенствованный вариант системы AN/AVD-2, которому дано наименование ALERTS, обеспечивающий передачу данных наблюдения в реальном масштабе времени. Создаются многоспектральные, а также смешанные активно-пассивные лазерные системы.
Таким образом, эффективность воздушной разведки, как сообщает иностранная печать, частично повышается за счёт возрастания возможностей разведывательного оборудования и его носителей, а достоверность разведывательной информации — путём комплексного применения технических средств воздушной разведки.
Иностранные военные специалисты считают очень важным, но до сих пор полностью ещё не решённым вопрос обработки полученной разведывательной информации и доведения её до различных инстанций с выдачей на устройства отображения (табло, экраны, планшеты и т. п ). По их расчётам, в условиях современного боя на пункты управления может поступать разведывательная (и другая) информация в таком объёме, что её нелегко будет обработать и выделить самое необходимое.
Согласно данным, которые приводятся в американской печати, автоматизация процессов обработки полученной информации включает анализ её по заранее разработанным алгоритмам при использовании ЭВМ, а также оптимальное сочетание опыта, знаний личного состава и возможностей технических средств разведки.
Иностранные специалисты считают, что сбор и обработка разведывательной информации с помощью автоматизированных систем должны заканчиваться выдачей результатов непосредственно её потребителям как по единой, так и по избирательной программе с определённым приоритетом и в такой форме, которая необходима каждому из них.
Приведённые выше сведения о состоянии и перспективах развития воздушной разведки свидетельствуют о том, что милитаристские круги в странах агрессивного блока НАТО не отказываются от военных приготовлений и продолжают не только наращивать ударную мощь своих ВВС, но и интенсивно совершенствовать средства их боевого обеспечения, и в первую очередь средства ведения воздушной разведки.