Учитывая военно-стратегическое положение Турции, близость её к границам СССР и других социалистических стран, командование НАТО уже в мирное время создало на её территории сравнительно мощную авиационную группировку. Она, по сообщениям иностранной печати, входит в 6 ОТАК и состоит из ВВС Турции и 39-й тактической авиационной группы военно-воздушных сил США. Авиационная группа США включает до 20 истребителей-бомбардировщиков F-4C «Фантом», которые по программе «чередование» прилетают с авиабазы Торрехон (Испания) и несут постоянное боевое дежурство на авиабазе Инджирлик (Турция). При необходимости на базе этой группы может быть развёрнута более крупная авиационная группировка ВВС США в этом районе.
Части и подразделения ВВС Турции, как сообщалось в зарубежной печати, могут оказывать непосредственную авиационную поддержку сухопутным войскам и ВМС, обеспечивать прикрытие группировок войск и важных объектов от ударов противника с воздуха, осуществлять переброску войск и боевой техники в пределах ТВД, а также вести тактическую воздушную разведку в интересах национального командования и командования объединённых вооружённых сил НАТО. Кроме этого, на них возложены задачи по контролю зоны Черноморских проливов и морских коммуникаций восточном части Средиземноморья в тесном взаимодействии с авианосной авиацией 6-го флота США.
Организация и состав ВВС Турции
Примерная схема организации ВВС Турции представлена на рисунке.
Примерная схема организации ВВС Турции
Во главе ВВС стоит командующий, непосредственно подчиняющийся начальнику генерального штаба вооружённых сил страны. Командующий через свои штаб (в Анкаре) руководит подчиненными ему соединениями, частями и подразделениями. Он член совета национальной безопасности, который является высшим военно-политическим органом, координирующим деятельность центральных гражданских и военных учреждений по вопросам военной политики и обеспечения безопасности страны.
Штаб ВВС занимается оперативным руководством ВВС и тесным образом взаимодействует со штабом 6 ОТАК (Измир). Он разрабатывает планы использования авиации в национальном масштабе, организует и контролирует боевую подготовку частей и подразделений, решает вопросы обеспечения их боевой техникой и вооружением, определяет количественный состав и мобилизационную готовность резервов. Представители штаба принимают активное участие в планировании использования турецкой авиации в составе объединённых ВВС НАГО на Южно-Европейском ТВД, а также в организации учений и всевозможных соревнований, проводимых командованием блока.
По данным иностранной печати, в регулярных ВВС Турции числится 48 000 человек, а в резерве — 29 000 человек.
ВВС состоят из 1 и 2 ТВА (тактические воздушные армии) со штабами в Эскишехир и Диярбакыр соответственно, ракетной базы ЗУР «Найк», учебного авиационного командования (штаб в Измир) и транспортной авиационной группы (в Этимесут).
Тактическая воздушная армия является высшим оперативным соединении и имеет в подчинении авиационные базы. На авиационной базе (считается основной авиационной частью) дислоцируются, как правило, две—четыре эскадрильи. Командир авиационной базы непосредственно отвечает за уровень боевой подготовки личного состава, состояние авиационной техники и материально-техническое обеспечение подчиненных подразделений. Основное боевое подразделение ВВС — авиационная эскадрилья, насчитывающая до 18 самолётов.
В иностранной печати сообщалось, что в настоящее время в ВВС Турции происходит процесс замены устаревших самолётов F-100C и D, RF-84F и F-104G более современными F-4E, RF-5A и F-104S. Поэтому боевой состав, который даётся ниже по состоянию на начало 1976 года, не является установившимся.
1-я тактическая воздушная армия объединяет четыре авиационные базы Эскишехир, Мюртед, Бандырма и Балыкесир. На первом базируются две эскадрильи самолётов F-100D и С и одна самолётов F-4E «Фантом» 2 (вторая эскадрилья формируется), на второй — две эскадрильи самолётов F-104S и G и одна самолётов F-102A, на третьей — две эскадрильи самолётов F-5A, на четвёртой — по одной эскадрилье самолётов F-100D и F-104G и одна эскадрилья разведчиков RF-5А.
2-я тактическая воздушная армия имеет три авиабазы: на Мерзифон дислоцируются две эскадрильи самолётов F-5A, на Эрхач — две эскадрильи самолётов F-100D, на Диярбакыр по одной эскадрилье самолётов F-10GD, F-102A и RF-84F.
Согласно данным зарубежной печати, из 19 боевых эскадрилий 12 являются истребительно-бомбардировочными и штурмовыми (40 самолётов F-4E, до 100 F-100D и С, до 40 F-5A, несколько F-104S и 36 F-104G); пять — истребительными (32 самолёта F-5A, 18 F-104S и 36 F-102A); две — разведывательными (18 самолётов RF-84F и 24 RF-5A). Всего в ВВС числится немногим более 330 боевых самолётов, из них около 90 самолётов — носители ядерного оружия.
В ракетную базу ЗУР входят два дивизиона (по четыре эскадрильи) с 72 пусковыми установками зенитных ракет «Найк-Геркулес» и «Найк-Аякс». Все они прикрывают с воздуха район пролива Босфор.
Транспортной авиационной группе приданы три эскадрильи, в которых имеется восемь самолётов С-130, 20 С-160, 10 С-47, три С-54, шесть С-45, три «Вискаунт», два «Исландер». Кроме этого, в ВВС находится 10 вертолётов UH-11, 10 UH-19D и 10 АВ-204В.
Основные тактико-технические данные самолётов и вертолётов DВС Турции приведены в таблице.
Основные тактико-технические данные самолётов и вертолётов ВВС Турции
Учебное авиационное командование осуществляет подготовку лётного и технического состава для частей и подразделений ВВС Турции. В его состав включены академия ВВС, несколько лётных и технических авиационных училищ и две авиационные базы (Чигли и Конья).
Основным учебным заведением является авиационное училище в Стамбуле. В него принимаются, как правило, юноши, окончившие лицеи ВВС (специальные средние школы), где они получают первоначальные знания о самолётах и управлении ими. Техника пилотирования отрабатывается на самолётах T-6, T-33, T-37. Срок обучения в училище два года. После его окончания курсанты направляются на стажировку в авиационные базы для освоения техники пилотирования на учебно-боевых самолётах F-5B, TF-104G, TF-100F и ТF-102A. Успешно завершив курс стажировки, они получают воинское звание лейтенант и направляются в боевые эскалрильи.
Технический состав для обслуживания авиационной техники готовится в училище, находящемся в Измире. Операторы и техники радиолокационных станций, специалисты центров и постов управления и наведения самолётов, связисты, офицеры аэродромной службы и тылового обеспечения ВВС также проходят подготовку в соответствующих училищах.
Самолётный парк учебного командования, по данным иностранной печати, насчитывает около 30 самолётов Т-6, 30 Т-33, 24 Т-34, 23 Т-37, 12 Т-41, 10 TF-100F, четыре TF-104G, три TF-102X и несколько F-5B
Силы и средства ПВО Турции
Силы и средства ПВО Турции, переданные в распоряжение НАТО, являются неотъемлемой частью системы ПВО зоны ответственности 6 ОТАК. Радиолокационные посты, расположенные на территории страны, почти все подключены к автоматизированной системе «Нейдж», которая предназначена для оповещения командования о воздушном противнике и управления боевыми силами объединённой системы ПВО НАТО.
Командование НАТО считает, что силы и средства ПВО Турции недостаточно надёжно прикрывают воздушное пространство зоны 6 ОТАК, особенно на малых высотах. Поэтому принимаются меры по модернизации существующих РЛС с целью повышения их помехоустойчивости и планируется построить на территории Турции три дополнительных радиолокационных поста системы «Нейдж». Турецкое командование намеревается закупить несколько мобильных РЛС и изыскивает пути приобретения ЗРК малой дальности действия типа «Кроталь» (Франция) и «Рапира» (Великобритания) для борьбы с дозвуковыми и сверхзвуковыми низколетящими целями.
Боевая подготовка ВВС Турции
Боевая подготовка частей и подразделений турецких ВВС проводится с целью поддержания их в постоянной боеготовности. Она организуется штабом ВВС в соответствии с требованиями командования НАТО и оперативных планов использования авиации. Основу боевой подготовки составляют учения и соревнования, в процессе которых совершенствуется лётное мастерство экипажем, слаженность работы штабов по управлению авиацией в различных условиях воздушной обстановки. О ходе и уровне подготовки авиационные частей и подразделений командующий ВВС регулярно докладывает в штаб 6 ОТАК.
Каждая авиационная база согласно оперативным планам объединённых ВВС НАТО ежегодно проверяется на боеготовность и боеспособность. Во время таких проверок экипажам боевых самолётов ставятся задачи по перехвату воздушных целей на малых и больших высотах, бомбометанию по малоразмерным целям и ведению воздушной разведки в простых и сложных метеорологических условиях.
Части и подразделения боевой авиации, как сообщалось на страницах зарубежной печати, регулярно принимают участие в войсковых и командно-штабных учениях НАТО, проводимых на Южно-Европейском ТВД, таких, как «Дип фарроу» («Глубокая борозда»), «Дон пэтрол» («Утренний патруль») и типа «Экспресс».
Командование турецких ВВС, учитывая опыт ведения боевых действий на о. Кипр в 1974 году, большое внимание стало уделять отработке взаимодействия авиации с сухопутными войсками и ВМС Турции, а также поиску и уничтожению малоразмерных надводных целей. На учениях значительное место отводится рассредоточению авиации и действию её с передовых аэродромов.
Развитие ВВС Турции
Развитие ВВС Турции определяется принятой правительством страны в 1972 году программы модернизации вооружённых сил, которая предусматривает качественное обновление самолётного парка. Как указывалось в иностранной печати, дальнейший рост боевых возможностей авиации командование ВВС Турции намеревается осуществить за счёт технического переоснащения частей и подразделений без существенного увеличения личного состава и самолётного парка. В связи с тем, что создание собственной авиационной промышленности по производству боевых самолётов затягивается из-за финансовых затруднений, основной упор делается на закупку современной техники на льготных условиях за границей.
По контракту 1972 года Турция уже получила из США 40 истребителей-бомбардировщиков F-4E «Фантом» 2, которые заменили часть устаревших самолётов F-4F и F-100C и D. Около 100 турецких лётчиков и техников осваивали самолёты «Фантом» в США. Помимо этого, командование ВВС Турции приняло решение о создании своего учебного центра по подготовке летчиков для этих самолётов. Оборудование центра на авиабазе Эскишехир будет производить американская фирма «Макдоннэлл Дуглас». В настоящее время ведутся переговоры с США относительно закупки ещё одной партии самолётов «Фантом».
В 1974 году был заключен контракт с Италией на поставку Турции 54 истребителей F-104S (производятся по американской лицензии) на замену самолётов F-100C и D и F-102A. Их поставки, которые уже начались, планируется завершить к середине 1977 года.
Активно помогает Турции в укреплении её ВВС и ФРГ. Иностранная печать сообщала, что она обязалась безвозмездно передать турецким ВВС 90 учебных самолётов TF-104G (производятся по лицензии США) для пяти учебных эскадрилий. Одновременно указывалось, что в ближайшие годы с помощью западногерманских фирм в Кайсери будет построен завод по производству транспортных самолётов, выпускающий по 15 самолётов в год. В настоящее время в ФРГ проходит лётные испытания прототип такого самолёта AM-C111 (турецкое наименование KC-111). Как полагают, это будет лёгкий транспортный самолёт.
В результате обновления самолётного парка, как полагают турецкие военные специалисты, боевые возможности авиационных частей и подразделений значительно возрастут.
Таким образом, по данным иностранной печати, ВВС Турции представляют собой достаточно сильную авиационную группировку в составе тактических ударных сил НАТО на Южно-Европейском ТВД.