Преследуя агрессивные цели, милитаристские круги капиталистических государств большое внимание уделяют совершенствованию самолётного парка военно-воздушных сил, в том числе военно-транспортной авиации. Учитывая рост стоимости современной боевой техники, а также стремясь отказаться от поставок вооружения из , некоторые западноевропейские страны объединяют свои усилия в разработка и производстве новых образцов авиационной техники. Примером такого объединения является совместная разработка и производство авиастроительными фирмами и Франции военно-транспортного самолёта C-160 .

Решение о создании военно-транспортного самолёта средней дальности С-160 «Трансалл» было принято на основе межправительственного франко-западногерманского соглашения, заключённого в декабре 1959 года и предусматривавшего обновление парка военно-транспортной авиации этих стран.

Первый полёт опытного самолёта «Трансалл» состоялся в феврале 1963 года, а в 1967 году он был запущен в серийное производство как во Франции (окончательную сборку производила фирма «Аэроспасьяль»), так и в ФРГ (фирма-изготовитель «Мессершмитт — Бельков — Блом»).

Такими самолётами частично заменили устаревшие двухмоторные самолёты «Норатлас», поступившие на вооружение ВВС ФРГ и Франции в начале 50-х годов.

«Трансалл» представляет собой свободнонесущий моноплан с высокорасположенным прямоугольным в плане крылом, хвостовым оперением обычной аэродинамической схемы и трёхопорным шасси с носовой стойкой (рис. 1).

Тактический военно-транспортный самолёт С-160 «Трансалл»
Рис. 1. Тактический военно-транспортный самолёт С-160 «Трансалл»

Фюзеляж самолёта цельнометаллический, полумонококковой конструкции. Максимальный диаметр фюзеляжа, имеющего круглое поперечное сечение, равен 4,3 м. С точки зрения компоновки фюзеляж разделен на два основных отсека: кабину экипажа (в которой размещаются два лётчика, штурман и бортинженер) и грузовой отсек объёмом 140 куб.м. Грузовой отсек и кабина экипажа снабжены системой герметизации и кондиционирования воздуха, что позволяет осуществлять перевозку личного состава на всех высотах полёта. По мнению иностранных специалистов, габариты грузового отсека дают возможность транспортировать практически все виды колёсной техники, состоящей на вооружении пехотных дивизий Франции и ФРГ. При использовании самолёта в грузовом варианте допустимая удельная нагрузка на пол равна 980 кг/кв.м. Грузовой отсек оборудован подвижными платформами на роликовых направляющих и системой швартовочных узлов, рассчитанных на усилия 5000 и 12 000 кг.

Прямое двухлонжеронной кессонной конструкции крыло состоит из центроплана и двух консолей. В нем расположены топливные баки общей ёмкостью 16 500 л. Механизация крыла включает щелевые закрылки (по три секции на консоли) с максимальным утлом отклонения 60°.

Шасси самолёта состоит из двух пар основных стоек с двухколёсными тележками каждая и передней стойки, имеющей два колеса. Основные стойки убираются в обтекатели, расположенные по бокам фюзеляжа. Сообщается, что основные стойки шасси с целью облегчения загрузки самолёта могут быть установлены в не полностью выпущенные положения. Носовая стойка шасси управляется по направлению в пределах ±50° и убирается в фюзеляж.

Силовая установка состоит из двух турбовинтовых двигателей «Тайн» R.TY20 Мк. 22 (разработаны фирмой «Роллс-Ройс») с четырёхлопастными реверсируемыми воздушными винтами диаметром 5,49 м. Максимальная мощность каждого двигателя 6100 л. с. Как отмечалось в иностранной печати, серийное производство двигателей «Тайн» для самолёта «Трансалл» осуществлялось по лицензии фирмы «Роллс-Ройс» западногерманским объединением «Моторен унд турбинен унион» совместно с французским объединением СНЕКМА. Чтобы обеспечить укороченный взлёт и нормальные взлётные характеристики при эксплуатации самолёта на аэродромах, расположенных на высотах до 5000 м над уровнем моря, под консолями крыла предусмотрено установить два вспомогательных турбореактивных двигателя RB.162 фирмы «Роллс-Ройс» тягой по 2200 кг. В левом обтекателе основных стоек шасси размещена вспомогательная силовая установка.

В состав системы управления входят элероны, рули и интерцепторы с гидравлическими приводами. Интерцепторы применяются для улучшения управляемости по крену при углах отклонения элеронов свыше 10°. На верхней и нижней поверхностях крыла между мотогондолами и интерцепторами установлены воздушные тормоза. Проекции самолёта показаны на рис. 2.

Проекции тактического военно-транспортного самолёта C-160 «Трансалл»
Рис. 2. Проекции тактического военно-транспортного самолёта C-160 «Трансалл»

Для обеспечения работы органов управлении, шасси и других основных и вспомогательных систем и механизмов на самолёте установлены гидравлическая, электрическая и противообледенительная системы.

Привод поверхностей управления, грузовой рампы, механизмов уборки и выпуска шасси, тормозов, закрылков, интерцепторов, воздушных тормозов осуществляется от двух основных гидравлических систем с рабочим давлением 175 кг/кв.см. Кроме того, на самолёте имеются две дублирующие системы для работы в аварийных ситуациях и при обслуживании на земле, а также аварийная гидравлическая система с приводом от ручного насоса.

В состав электрической системы самолёта, предназначенной для снабжения электрической энергией различных механизмов и бортовых электронных устройств, входят две электрические сети трёхфазного тока напряжением 115 и 200 В (частоты 100 Гц и 100—580 Гц) и одна постоянного тока напряжением 28 В.

Противообледенительная система установлена в носках крыла, стабилизатора и киля, на обтекателях втулок и на лопастях воздушных винтов, на воздухозаборниках двигателей.

Система герметизации и кондиционирования поддерживает в фюзеляже самолёта избыточное давление (0,32 кг/кв.см) и заданную температуру (16—18°С).

Основные тактико-технические характеристики самолёта приведены в таблице

Тактико-технические характеристики самолёта C-160 «Трансалл»

Тактико-технические характеристики самолёта C-160 «Трансалл»

По взглядам иностранных военных специалистов, применение самолёта С-160 «Трансалл» позволяет решать такие задачи, как выброска десанта, транспортировка грузов, живой силы и техники, а также эвакуация раненых.

По сообщениям зарубежной печати, основными типовыми вариантами загрузки самолёта С-160 при транспортировке личного состава являются следующие: 93 вооружённых солдата, 81 десантник, 62 раненых на носилках и четыре человека обслуживающего медицинского персонала (самолёт «Норатлас», выполняющий аналогичный круг задач в западногерманских и французских ВВС, берёт на борт соответственно только 45 вооружённых солдат, или 36 парашютистов, или 18 раненых).

При перевозке военных грузов самолёт «Трансалл» может транспортировать боевые машины и орудия весом до 16 т, два 3-т грузовых автомобиля с экипажами, три автомобиля «джип» с прицепами и расчётом.

На самолёте имеются четыре грузовые двери: передняя (1,8 х 1,98 м), две боковые (0,9 х 0,9 м) для выброски парашютного десанта (слева и справа) и задняя с грузовой рампой, снабжённая гидравлическим приводом (3,7 х 3,15 м). Большие габариты задней двери и специальный скос хвостовой части фюзеляжа облегчают как парашютный сброс тяжёлых грузов весом до 8 т, так и погрузку военной техники с грузовых платформ и кузовов автомобилей.

По мнению зарубежных специалистов, самолёт имеет хорошие взлётно-посадочные характеристики даже при эксплуатации с грунтовых ВПП. Этот критерий тесно связан с показателем безопасности полётов. В иностранной печати сообщалось, что за время эксплуатации самолётов зарегистрированы только два лётных происшествия с серьёзными повреждениями при посадке на неподготовленную ВПП. Хорошие взлётно-посадочные характеристики обеспечивают возможность использования ВПП небольших размеров при нормальном взлётном и посадочном весе (не свыше 15 т.). В этом случае взлётная дистанция (разбег и набор высоты 10,7 м) равна 630—720 м, а длина пробега 360 м.

Самолёт выпускался серийно в 1967—1972 годах. Имеются следующие основные варианты:

  • С-160А — предсерийный, построено шесть машин.
  • C-160D — построен для ВВС ФРГ. Выпущено 110 машин. Первый полёт этого самолёта состоялся в ноябре 1967 года, поставки начались в апреле 1968 года. В 1971 году в связи с уменьшением потребностей ФРГ в военно-транспортной авиации 20 самолётов были проданы турецким ВВС.
  • C-160F — для ВВС Франции. Выпущено 50 единиц. Первый полёт состоялся в апреле 1967 года, поставки начались в октябре того же года. В дальнейшем четыре самолёта были переоборудованы для использования в почтовой службе Франции и получили обозначение С-160Р.
  • C-160Z — экспортный вариант для ВВС ЮАР. Выпущено девять машин. Поставки закончились в июле 1970 года.

Как сообщалось в иностранной печати, западногерманская фирма «Мессершмитт-Бёльков-Блом» проводит исследования по созданию на базе самолёта «Трансалл» пожарного самолёта. В этой связи фирма ведёт проработку двух вариантов переоборудования самолёта.

Первый вариант предусматривает установку на самолёте быстросъёмного бака для воды ёмкостью около 15 000 л. По расчётам специалистов фирмы, для заполнения этого бака водой на аэродроме потребуется 6 мин, а для выброса её на месте пожара — 3,5 с. Считают, что в течение дня такой самолёт сможет сбросить до 300 т воды.

Второй вариант модификации предусматривает установку на самолёте шасси на воздушной подушке, что позволит ему совершать посадку на неподготовленную поверхность вблизи места пожара. По мнению западногерманских специалистов, этот вариант самолёта можно будет использовать не только для тушения пожаров, но и для выполнения спасательных работ.

По сообщениям иностранной печати, французская авиастроительная компания «Аэроспасьяль» решила возобновить в 1977 году производство самолётов «Трансалл». В настоящее время 25 таких самолётов заказала АРЕ и 25 намерены приобрести французские ВВС.

Добавить комментарий